Когнитивно-поведенческая терапия и поведенческая терапия без когнитивных компонентов

На практике часто комбинируют когнитивные и поведенческие методы, что обозначается как когнитивно-поведенческая терапия. По описанию Бека, в центре внимания находятся компоненты, которые изменяют когниции. Далее представлены доказавшие свою эффективность стратегии поведенческой терапии, отчасти являющиеся компонентами КПТ, но, кроме этого, и существующие отдельно, т. е. без компонентов, меняющих когниции.

Бек с соавт. ссылались на философские воззрения стоиков и эпикурейцев. Как и Эпиктет, они исходили из того, что не предметы беспокоят человека, но представления о них. Основное предположение гласит, что когниции имеют влияние на эмоциональное состояние. В гл. 29.2 более подробно описаны характеристики депрессивного восприятия и переработки. Относительно терапии постулировалось следующее: если научить пациента распознавать, перепроверять и изменять типично депрессивные искажения при восприятии настоящего и прошлого опыта, то негативные чувства снижаются и вновь появляется способность преодолевать повседневные требования. При структурированной, совместно сформированной интеракции вырабатываются стратегии, помогающие пациенту распознать искаженные представления, перепроверить мысли на их соответствие ситуации и испытать на практике возможности нового поведения.

Типичный сеанс терапии начинается с совместного определения «повестки дня» на данный момент и заканчивается формулировкой задач на период между сеансами. Прозрачная структура и участие в определении приоритетов должны способствовать активной совместной работе и ожиданию собственной эффективности.

В первой фазе терапии речь идет об автоматических мыслях и их эмоциональных последствиях. Терапевт изучает конкретные ситуации и все чувства/настроение в этих ситуациях, в том числе их интенсивность. Обращение к сопутствующим мыслям или образным представлениям в связи с их «автоматическим» характером кроме ответов на вопросы часто требует дополнительного использования воображения, ролевых игр или заданий по наблюдениям. Если нужно сформировать примерное осознание некоторых ситуаций, используют протоколы мыслей, чтобы письменно зафиксировать чувства и мысли в конкретных ситуациях. На рис. 1 приведена разработанная форма протокола с семью графами. Пациента побуждают к самостоятельной обработке возникших ситуаций и сохранению их в версии протокола по первым трем колонкам.

Читайте также: