Методы когнитивной терапии

Когнитивная терапия Аарона Бека изначально была разработана для лечения депрессий. Позднее ее стали применять при тревожных расстройствах, расстройствах питания и ожирении, расстройствах поведения у детей, расстройствах личности и злоупотреблении алкоголем и наркотическими веществами. Недавно Дил с коллегами использовали данный метод для лечения синдрома хронической усталости. Одним из базовых предположений, лежащих в основе этого подхода, является то, что такие проблемы, как депрессия, проистекают из нелогичных мыслей клиентов о самих себе, о том мире, в котором они живут, и в целом о будущем.

На первой стадии клиентам рассказывают о связи между их паттернами мышления и эмоциональными реакциями. Сначала их учат идентифицировать собственные автоматические мысли, такие как «Это событие — полнейший крах», и вести записи о содержании своих мыслей и эмоциональных реакциях. Далее, с помощью терапевта они узнают о логических ошибках своего мышления, и их учат сомневаться в истинности таких автоматических мыслей. Логические ошибки мышления ведут: 1) к избирательному восприятию мира как к враждебному источнику негативных событий и полному игнорированию доказательств обратного; 2) к сверхгенерализации на основе ограниченного количества примеров; так, индивид может счесть себя абсолютно никчемным, потому что потерял работу; 3) к преувеличению значимости нежелательных событий, например клиенты видят в потере работы конец мира; 4) к абсолютистскому мышлению, например индивиды преувеличивают важность незначительного критического замечания, брошенного в их адрес, и считают его доказательством того, что они навсегда стали никчемными людьми.

Согласно когнитивной терапии Бека, клиенты не меняют свои верования при помощи методов споров и убеждения, как это принято в рационально-эмотивной терапии; скорее, как мы видим, их поощряют собирать информацию о самих себе. Терапевт и клиент вместе идентифицируют верования и ожидания последнего и формулируют их в виде гипотез, нуждающихся в проверке, как было описано ранее. В дальнейшем они намечают способы, с помощью которых клиент может проверить их в реальном мире. Подобные эксперименты по развенчиванию гипотез планируются таким образом, чтобы индивид мог приобрести положительный опыт и прервать деструктивную цепь, описанную выше. Гипотезы располагают в порядке возрастания трудности, так чтобы успешно выполнить самые легкие задания и лишь потом приступить к более трудным.

При лечении депрессии клиент с помощью терапевта иногда составляет почасовое расписание своей ежедневной деятельности. Это важная часть терапии индивидов, страдающих депрессией, поскольку снижение бездеятельности таких клиентов препятствует их тенденции постоянно размышлять о себе. Необходимо включение в такое расписание приятных событий, потому что многие депрессивные клиенты утрачивают способность получать удовольствие от своей деятельности. Как включенные в расписание приятные занятия, так и вознаграждающий опыт, полученный в ходе поведенческих экспериментов, повышают удовлетворенность клиента и его настроение, например благодаря возобновлению сексуальных отношений с партнером, которого ранее он избегал вследствие ошибочного, но непроверенного ожидания отвержения.

Дополнительно к составлению поведенческих заданий, оценке их результатов в ходе последующих сеансов и планированию дальнейших опровергающих ложные убеждения экспериментов в процессе такой терапии в случае депрессии делается акцент на нескольких когнитивных аспектах. Например, клиента побуждают обнаружить более глубокие дисфункциональные предположения, или схемы, порождающие депрессию, которые могут вести к пораженческим тенденциям. Они, как правило, обнаруживаются в процессе терапии, по мере того как клиент и терапевт исследуют темы автоматических мыслей клиента. Поскольку полагают, что данные дисфункциональные схемы делают человека уязвимым перед депрессией, эта фаза лечения считается исключительно важной для того, чтобы гарантировать резистентность к рецидиву, когда клиент столкнется со стрессовыми жизненными ситуациями в будущем. То есть, не меняя уязвимые глубинные когнитивные факторы, клиент может продемонстрировать кратковременное улучшение, но останется подверженным повторениям депрессии.

Ко всем заболеваниям, отличным от депрессии, применяется общий подход, однако при лечении клиентов, страдающих паническим расстройством, генерализованным тревожным расстройством, булимией или злоупотребляющих алкоголем и наркотическими веществами, несомненно, делаются различные акценты. Например, как мы увидели в главе 5, при паническом расстройстве основное внимание придается идентификации у клиента автоматических мыслей о пугающих телесных ощущениях и тому, чтобы научить его исправлять подобные логические ошибки, главным образом, с целью превращения чувства паники в катастрофу. При генерализованном тревожном расстройстве клиента учат корректировать склонность к переоценке наличия и степени опасности и недооценке собственных возможностей, чтобы справляться с различными ситуациями. С целью лечения булимии когнитивными методами индивиду предлагается переоценить неадекватные представления о своем весе и форме тела, которые часто поддерживаются за счет низкой самооценки и страха оказаться непривлекательным. Считается, что эти убеждения ведут к чрезмерному увлечению диетами, что, в свою очередь, увеличивает вероятность потери контроля индивидом над поглощением пищи и рвотой. Когнитивная часть лечения заключается в том, чтобы убедить таких клиентов в необходимости идентифицировать и изменить неадаптивные убеждения в отношении своего веса, внешнего имиджа и того, какая пища является «безопасной», а какая «опасной».

Читайте также: