О дезинформации

Наш сегодняшний разговор с Алексеем Арестовичем был о дезинформации. По этому случаю наш собеседник вспомнил анекдот. Встретились два политолога, один у другого спрашивает:

-Ты понимаешь, что сейчас происходит?
— Слушай, я тебе все объясню… — Да нет, объяснить я и сам все могу, а ты понимаешь?

Воспринимая любую информацию, помните об интерпретациях. Так вы будете чуть больше защищены от искажений смысла.
Говорят, что воины в их классических проявлениях отходят в прошлое. Сейчас побеждает тот, кто управляет общественным мнением. Мы живем в мире информационных войн? Или даже дезинформационных?

— Есть три типа войны. Война Ареса — когда мужики сбегаются и лупят друг друга палками. Есть война Афины, когда хитрыми ходами, экономическими средствами влияют на общество. И есть война Аполлона — это война за смыслы, за картину мира. Эта война ведется в основном средствами дезинформации. Человек как решения принимает? На основе своей картины мира. Чтобы заставить человека принимать нужные решения, надо исказить его картину мира как исходный повод для принятия решений. Если вы думаете, что где-то очень честные, очень хорошие люди свергли страшного диктатора — это одна картина мира. Если вы думаете о том же событии, что где-то фашисты свергли законную власть и издеваются над населением — это другая картина мира. И если нужно, чтобы вы поменяли свою картину мира (первую — на вторую или же вторую — на первую), вам в голову «загоняется» поток дезинформации.

Поскольку человек, даже живущий в глобальном мире, в большинстве случаев не имеет возможности поехать на другой край земли и собственными глазами посмотреть, что там творится, он вынужден полагаться на средства массовой информации (исходя из другой картины мира, их можно и по-другому назвать — системой массовой дезинформации). Теоретики нацизма говорили, что нацизм* как явление стал возможным только тогда, когда в каждом доме появилась радиоточка. До этого он был невозможен, потому что не было инструмента фоновой помывки мозгов. СМИ — средство дезинформации, вот в чем проблема. Пиши что угодно — как написал, так и будет.
— Хотелось бы узнать, как именно создается дезинформация.

— Дезинформация создается по трем параметрам, слоям. Первый слой дезинформации — фоновый, когда постоянно фоном идет одна и та же мелодия, один и тот же рефрен. Везде, куда бы человек ни пошел, он должен наткнуться на этот фон. Человека сто раз свиньей назови — и рано или поздно он захрюкает. Подбираются сильные слова, которые бьют по каким-то историческим ранам, наиболее значимым для социума. Основная «мифология» народа прекрасно просчитывается. И технологи бьют по этим кодам.
Второй слой дезинформации — когнитивный, когда работают с текстовым содержанием событий. Например, есть где-то заметка, абсолютно нейтральная, что премьер-министр поехал в США и провел переговоры о предоставлении пакета помощи. Само по себе это абсолютно нейтральное сообщение. Теперь накладываем определенный фон, например видеоряд, где люди в масках с палками в кого-то чем-то кидают. И обычный человек считывает информацию, что Штаты поддерживают беспорядки в этой стране. Или можно поставить картинку заброшенного завода, и получится, что правительство растратило все, что у него было, не умеет работать и теперь попрошайничает с протянутой рукой. А текстово это останется совершенно объективным сообщением, просто упакованным в фон.
А есть еще стилистический слой. Здесь работают тонкими средствами, искажения идут по стилю подачи информации. Например, возьмем тот же пример о визите в Вашингтон. Ведущий сообщает объективную информацию, передается это на нейтральном фоне, но при этом ведущий делает понятные ухмылочки, паузы в нужном месте, голосовые выделения — и совсем другое восприятие. Сочетание фонового, когнитивного и стилистического слоев сносит неподготовленному к дезинформации человеку крышу напрочь. Человек и одного слоя не выдерживает, а если три или два -пиши пропало: попадет в поток, сильно оторванный от реальности, верифицировать, проверить информацию он не имеет возможности, а с какого-то момента уже не имеет и желания. И принимает неверные решения.

— Можно ли себя защитить от влияния дезинформации?

— Понимание механизма уже само по себе является очень большой защитой. Понимание, почему человека обижают, на 50% уменьшает чувства, возникающие от обиды. Вполовину менее больно, чем могло бы быть. Например, жена понимает, что муж ее обижает, но она также понимает, почему от так себя ведет, и ей уже психологически немножко легче.

Нужен взгляд со стороны. Когда есть понимание того, что нами манипулируют, что нам мозги промывают (а это все равно как-то влияет, вызывает переживания), существовать уже легче. Если ты понимаешь, что информационное сообщение может быть дезинформацией, если ты помнишь об этом постоянно, то начинаешь любое сообщение рассматривать с этой точки зрения — дезинформация или не дезинформация? Что такое не дезинформация — это когда сообщение подтверждается из трех независимых друг от друга источников. Не перепечатка из Facebook, не перепост, не ссылка на ссылку. Это должны быть или три независимых издательства, которые проверяют информацию, или люди, которым вы доверяете. А лучший из всех способов — это когда вы увидели сами. Поехали и посмотрели. Когда сообщают страшные новости о твоем городе — пойди и посмотри, есть там такое или нет, но многие и этого не делают. Сидят перед телевизором и паникуют. Есть еще механизм образования слухов — технология, прекрасно отработанная еще при КГБ. Запускается слух — я прихожу к вам, говорю: «Неизвестные побили женщину палками, кошмар!». И клянусь здоровьем мамочки, что это так. Если я буду достаточно убедителен, то вы можете с кем-то обсудить эту новость или просто вскользь где-то обронить: «Вы представляете, что твориться? Женщину побили палками». А потом этот слух возвращается вечером к вам, и вы, в полной уверенности, что раз к вам пришло подтверждение уже из двух источников, то это точно правда. Хотя ни женщины, ни палок не было в помине.
— Если говорить о масштабных событиях — история как-то расставит все на свои места, найдет объективность?

— Есть такая вещь, как мифологизация. Кто как повернет — так и будет. Сейчас, конечно, сложнее это делать, потому что есть Интернет, когда пользователи сами могут наполнять информационное пространство контентом. Но тут есть опасность массового помешательства, если контент генерируется на картине мира, выстроенной как раз на дезинформации. Возникает вопрос: как управлять коллективным бессознательным и что останется в его памяти? А память коллективного бессознательного — вещь претенциозная, там фактов нет. Что такое исторический факт? Трактовка. Вся история состоит из трактовок. Вся российская история сочиненная, ее немцы написали по заказу Екатерины, иначе бы мы не звали французских Луи — Людовиками, а Анри — Генрихами (Людовик и Генрих — это немецкие имена, не французские).

— Как вы думаете, что через пару десятков лет будет написано о нашем сегодняшнем дне в школьных учебниках истории?

— Написание школьных учебников — это целая технология. Хочешь побороться за будущее — поборись за прошлое. Переинтерпретируешь прошлое — изменится будущее. Одно дело — «Развал СССР — это освобождение Украины», а другое дело — «Развал СССР — крупнейшая геополитическая катастрофа XX века». Как напишут, так и учить будут.

— Сейчас говорят о двух возможных путях развития человеческого общества — технологическом и экологическом. Как, по-вашему, какой предпочтительнее?

— Думаю, это будет сочетание. Акцент, конечно, будет сделан на экологичности, на духовности, на возвращении к природе, на гуманных и гуманитарных технологиях, но человек полностью от технологий никогда не откажется. Сейчас мы все молимся богам денег и технологий, а в будущем -богам человеческих коллективов и духовности, но, опять-таки, это все будет поддерживаться технологиями. Что понимать под технологиями? Это не только железо, электроника, химия. Это также социальные технологии, технологии образования. Есть четыре базовых социокультурных процесса: познание мира, образование (передача того, что уже познано, другим людям), производство и управление. Везде свои технологии.

Что присуще эпохе Водолея? Снятие бюрократического порога, принципиальный отказ от бюрократии на уровне государства. Бюрократия появляется в коллективе от 15 человек и выше. Вопрос: как нам так организовать все четыре процесса (познание, образование, производство и управление), чтобы никогда не была задействована команда больше 15 человек? Это надо полностью перестроиться.

Как людям даются технологии? Только наивные думают, что, изобретая, ты что-то изобретешь. На теромояд выкинули кучу денег, лучшие ученые мира занимаются этим 30 лет, и где этот термояд? В то же время в обычной клетке термоядерные реакции спокойно идут при комнатной температуре в обычных условиях. Когда человечество дозреет (а знания даются только под соответствующую этику, духовность, мораль), то появится термоядерный реактор в стакане воды — у каждого дома. И не будет уже смысла жить в больших городах, потому что энергии валом, хватает на все что угодно. Мой родственник близкий, доктор физико-математических наук, всю жизнь термоядерными реакциями занимался, а теперь перешел на физику хаоса. Он говорит, что в физике осталось всего два открытия: ты наливаешь в чашку воду, включаешь в розетку — и идет термоядерная реакция, мирная, абсолютно безопасная. И из одного стакана воды энергии хватает на весь огромный город. Но не даются нам пока такие технологии. Этически мы не дозрели.

— А сколько времени нам нужно, чтобы созреть?

— Ну, через десять лет уже никто не будет нуждаться, поверьте. Все астрологи, все приличные шаманы говорят, что изменения произойдут в 2023-2024 годах. Но я лично жду больших перемен для Украины гораздо раньше. У меня очень стойкое ощущение, что будет невероятное чудо или поворот. Фазовый переход от одной эпохи к другой тем и интересен, что люди десятилетиями не могут решить какую-то проблему, но как только они осознали и дозрели, они находят решение и попадают в новый поток жизни.

— Что бы рекомендовали людям делать, когда идет и будет идти огромный поток информации?

— Надо осознавать свои цели. Дезинформация нужна для того, чтобы сформировать у человека нужные манипуляторам цели, а если цели у человека уже сформированы, то что ему любая дезинформация? Надо спросить себя всерьез: «Вот пришла ужасная новость — изменю ли я свои планы в связи с ней?». Если изменю, значит, планы были плохие, надо планы пересматривать, а если не изменю, значит, планы хорошие. Если план хороший, то можно не волноваться ни об этой новости, ни об остальных. Можно новости пачками глотать, но если вы знаете, что и почему вы делаете, хотя бы в обозримом будущем, — эти новости не будут иметь для вас значения.

А если у вас нет целей, то свято место пусто не бывает. Дезинформация как для того и существует, чтобы сгенерировать вам цели.

Алексей Арестович
Тренер, психолог, актер, телеведущий. В прошлом — кадровый офицер Вооруженных Сил Украины, служебная деятельность была связана с разработками в области оперативной психологии, конфликтологии и психологии экстремальных ситуаций. С 2000 года проводит тренинги и консультации в области групповой психологии, психологии социальных контактов, управления человеческими ресурсами и др.

Читайте также: