Профилактика задержки умственного развития

Начиная с 1960-х годов программы, направленные на профилактику задержки умственного развития, уделяли основное внимание тому, чтобы дети из группы высокого риска получали интенсивную когнитивную стимуляцию, что, как предполагалось, позволяло существенно улучшить развитие умственных способностей. Проект Head Start является известным примером мероприятий такого рода на уровне местной общины, эффективность которого трудно оценить. На самом деле, местные программы Head Start имели значительные отличия в организации и управлении, а также планировании изменений жизни таких детей. Неизбежная политическая и бюрократическая волокита также препятствовала решению тех задач, на которые была нацелена эта программа. В конце концов, ни одна программа обучения с раннего возраста не может гарантировать успешного исхода. Тем не менее существующие факты убедительно и достоверно указывают на то, что программы Head Start, при условии хорошего исполнения, открывают многим детям путь к получению образования и профессии; учитывая общественное мнение, а также возможность неудачи, эти программы являются чрезвычайно успешным вкладом общин.

Отрицательный момент состоит в том, что успехи в образовании многих детей, обучающихся по этим программам, вызваны в первую очередь временным усилением мотивации, а не повышением уровня когнитивного развития. Если дети остаются в условиях отрицательного окружения, то успехи, достигнутые ими в процессе краткосрочных программ, могут быть утрачены. Очевидно, что для закрепления этих ранних успехов предстоит узнать и сделать очень много. Отсутствие существенных и продолжительных успехов в обучении может привлечь внимание политической оппозиции, направленной против дорогих социальных программ, и снизить финансовые инвестиции. Дело в том, что деньги все равно будут потрачены, и как правило достаточно большие суммы, на такие вещи, как пособие детям-иждивенцам, постоянное содержание в интернате, центры коррекции и «войну с наркотиками».

Федеральные инициативы, начатые в 1960-х годах администрацией Кеннеди, сильно видоизменились со временем. Требования федерального бюджета к программам, обладающим национальным приоритетом, возросли, а фонды, предназначенные для помощи людям с задержкой умственного развития, претерпели девальвацию. Начиная со времен правления администрации Никсона в начале 1970-х годов, было серьезно урезано выделение денег на обучение и исследование в области всех дисциплин, связанных с психическим здоровьем. Эта тенденция усиливалась по мере того, как национальный долг возрастал до беспрецедентного уровня, а многие штаты испытывали серьезные финансовые трудности. В результате мы оказались не в состоянии полностью извлечь выгоду из наших знаний о путях и методах исправления или предупреждения трудностей, испытываемых детьми и взрослыми с задержкой умственного развития. В связи с окончанием холодной войны и все более явными признаками процветания мировой экономики наступило время возобновить наши усилия по предупреждению задержки умственного развития.

Читайте также: