Расстройства научения как нарушения усвоения навыков

Расстройства научения как нарушения усвоения навыковРассмотрим прежде всего такие расстройства, которые характеризуются ограниченными нарушениями научения и, согласно DSM-IV-TR, объединяются в общее понятие расстройства учебных навыков. Речь идет о расстройствах научения в «истинном» смысле, представленном в классификации психических расстройств. Сюда входят:

♦ Расстройство чтения, также называемое как дислексия. Основным признаком расстройства является нарушение чтения и уменьшение достижений в плане точности, скорости и/или понимания. Чтение обычно отличается искажениями, замещающими образованиями и пропусками.

♦ Расстройство письма имеет основным признаком отчетливую недостаточность функции письма. В целом при этом проявляются различные недостатки, такие как ошибки в грамматике и расстановке знаков препинания, плохое структурирование текстов, многочисленные ошибки в правописании или плохо читаемый почерк.

♦ Расстройство счета, известное также как дискалькулия, в качестве главного признака имеет отчетливо пониженную успешность при счете или математическом мышлении. Сюда также могут включаться расстройства: речевых действий по пониманию математических терминов, относящиеся к вниманию действия по использованию арифметических символов и связанные со счетом действия.

Для оправданности диагноза указанных расстройств результаты индивидуального тестирования чтения, письма или счета должны быть значительно ниже уровня, предлагаемого для возраста, интеллекта и школьного образования личности. Для уточнения диагностики требуется, чтобы проблемы при чтении, письме или счете отчетливо препятствовали успехам в школе, повседневным видам деятельности, требующим соответствующих навыков. При наличии сенсорного дефицита сложности с чтением, письмом или счетом должны быть более выраженными.

Указанные нарушения часто проявляются не изолированно, а в комбинации друг с другом. Связь расстройства чтения и письма часто определяется как совместное «расстройство чтения и письма».

Для нарушений научения, не соответствующих критериям специфических, предусмотрена категория расстройств учебного процесса без точного определения. Сюда включены проблемы чтения, письма или счета, каждое из которых по отдельности не достигает степени соответствия клиническому расстройству, но в синтезе отчетливо препятствуют успехам в школе.

Расстройства научения как нарушения усвоения навыковДругие расстройства, сопутствующие нарушениям научения, напротив, выраженнее и устойчивее, что в первую очередь относится к умственным расстройствам. При таком расстройстве имеется отчетливая ограниченная способность к обучению и развитию, причем особенно нарушена способность к обучению реакциям различения, понятиям и правилам, а также имитационное научение. При аутистических расстройствах в первую очередь осложняется социальное научение; больные выказывают ограниченный интерес к социальному окружению, мало реагируют на социальные стимулы и обучаются социальным формам поведения в значительно меньшей степени, чем обычные личности. Вследствие этого они могут использовать социальные стимулы развития в незначительной степени, так что с течением времени происходит отчетливое общее отставание в развитии.

Расстройства научения как нарушения усвоения навыковРасстройства научения проявляются и как сопутствующие признаки органически обусловленных когнитивных расстройств, таких как деменции: деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция и алкогольный психоз. При этом расстройства научения возникают на основе недостаточности приема и переработки информации, а также из — за нарушений памяти. Характерные расстройства научения отмечаются при шизофрении, когда основополагающие расстройства мышления делают невозможной логическую переработку учебного материала. Расстройства научения при повреждении мозга возникают на основе нарушений побуждений, недостаточной концентрированности, а также расстройств памяти и повышенной раздражительности.

Читайте также: