Вмешательство при общих расстройствах научения

Вмешательство при общих расстройствах научения отличаются двумя условиями:

1) оно включает освоение основных процессов, которые формируют основу более самостоятельного научения;
2) вмешательство является достаточно широким и относится к освоению общих стратегий, а также к способности адресата использовать эти общие навыки при возникновении разноречивых требований. Современное вмешательство в меньшей мере сосредоточивает внимание на тренировке частных навыков, а стремится положить начало более широкому развитию.

Обучение основным предпосылкам научения. Проводилось обучение детей с умственной отсталостью стратегиям запоминания, а также стратегии самопроверки при заучивании списков слов. Освоение этого метакогнитивного процесса приводит к оптимизации научения: а) дети улучшают память; б) дети постарше применяют усвоенные стратегии даже через год и переносят их на получение информации в прозаических текстах. Качественное улучшение учебного поведения проявляется в том, что дети уделяют учебе больше времени и усваивают больше информации. Дети с задержкой умственного развития не только выучивают наизусть перечни слов, но и меняют поведение при учебе так, что иначе подходят к работе с учебным материалом. Аналогичный эффект отмечался у отстающих в учебе подростков, которых обучали стратегии развития памяти. И здесь усвоенные стратегии обеспечивали генерирующий эффект.

Социальное научение. У детей с задержкой умственного развития, аутизмом и шизофренией прежде всего стремятся добиться улучшения социального научения с помощью оперантного подкрепления или формирования имитационного поведения.

Оперантное подкрепление используют, например, для того, чтобы сформировать у таких пациентов имитационное поведение по отношению к лицу, выступающему в качестве модели. Этот подход применяют как для конструирования словесных выражений, так и для сложного невербального поведения. При этом вмешательство в значительной мере зависит от возраста и уровня развития пациента. Родителей маленьких детей побуждают имитировать жесты и мимику своих детей для того, чтобы подражательное поведение детей систематически подкреплялось.

Для детей постарше и взрослых для формирования общих социальных навыков используют демонстрации моделей. Другие подходы расширили это оперантное вмешательство до концепций социального вмешательства.

Читайте также: