Высшая степень познавательного процесса

Высшая степень познавательного процессаОдной из познавательных составляющих человеческого сознания закономерно считается мышление. Именно его определяют как форму отражения установленных связей и отношений между объектами познания.

Главной и основной функцией этого психологического процесса является формирование суждений и умозаключений путем анализа полученной информации.

Как известно, практически любые явления и предметы реального мира обладают рядом физических свойств, которые можно познавать непосредственно через ощущения и восприятия. Поэтому мышление и имеет две основные особенности, помогающие правильно делать выводы об окружающей действительности:

• опосредованный характер, заключающийся в возможности косвенного познания, проще говоря, неизвестное познается через известные ощущения и восприятия;
• обобщенность, которую человек выражает посредством речи, находя общие черты в отдельных явлениях и предметах.

Ввиду того, чтобы человеку создать правильное представление об окружающем мире все же приходится мыслить, практически все психологи (в том числе и философы) относят функцию мышления к высшей степени познания, которое основывается на логической «работе» мозга. Ведь для того, дабы сформировать суждение (то есть отразить объекты действительности через их связи и взаимоотношения) и умозаключение (вывод, сделанный на основании анализа нескольких суждений) должны быть задействованы не только процессы восприятия, но и логика, дающая человеку мысль.

Чтобы мысль «возникла» и имела право на существование, в мозге человека происходит ряд мыслительных процессов:

• анализ (разложение цельного восприятия на маленькие частички – стороны, действия и отношения);
• синтез (объединение отдельно воспринятых во время познания свойств, действий и частей);
• сравнение (установление сходства и различий между элементами полученной информации);
• абстрагирование (мысленное отвлечение от предмета или явления с целью лучшего его познания);
• конкретизация (является обратным к абстрагированию процессом и возвращает мысль к конкретному объекту исследования).

В зависимости от поставленных перед человеком задач (практического или теоретического плана), которые необходимо решить, различают три обобщенные разновидности мышления:

• наглядно-действенное (оно опирается на непосредственное восприятие предметов);
• конкретно-образное (здесь опорой выступают представления и образы);
• словесно-логическое (производятся логические операции с полученными понятиями).

Читайте также: