Целенаправленный и намеренный запрос эпизодической информации предполагает эксплицитное кодирование контекстуальной информации. Однако исследования пациентов с амнезией показали, что может выявляться имплицитная функция памяти, если функция запоминания проверяется косвенно и в обход эксплицитного запроса эпизодической информации. Это возможно, например, тогда, когда испытуемого или пациента не информируют об участии в тестировании памяти. Известными методами косвенной проверки запоминания являются задачи на завершение неоконченных слов или тесты, в которых нужно провести идентификацию при усложненных условиях.

В ставшем уже классическим, но по своим результатам по-прежнему актуальном исследовании Тест на завершение слов использовался для измерения имплицитной функции памяти. Они показывают, что испытуемые с амнезией — в противоположность контрольной группе — не в состоянии использовать cues для воспроизведения слова, хотя обладают столь же хорошей имплицитной функцией памяти, как и испытуемые без амнезии. Несколько позже были получены сходные данные.

Для проверки имплицитной функции памяти использовались наборы загадок.

Для каждого предложения нужно было найти ключевое слово, придающее ему смысл. Исследовали три группы: с тяжелыми и легкими амнезиями и группу здоровых испытуемых. Все испытуемые были сопоставимого возраста и имели сравнительно высокий IQ критерием определения амнезии. Испытуемые с амнезией по сравнению со здоровыми имели явно худшие результаты Теста Wechsler Memory Scale.

Выраженные различия имелись и среди испытуемых с амнезией. Через полчаса исследования для пациентов с тяжелой формой — в отличие от пациентов с легкой формой — было сложно вспомнить о каком-нибудь задании теста Векслера и даже о самом проведении теста.

Набор заданий с предложениями предъявлялся для решения на первом сеансе. Если решение не находилось в течение минуты, руководитель называл правильный ответ. Процентный показатель правильных ответов для всех испытуемых на этом первом сеансе был одинаково высок и составлял 12-13%. На сеансах, проводимых позднее, повторялись все задания, но они предлагались рандомизировано, с новыми помехами. После попытки решения испытуемые должны были сказать об узнавании каждого предложения.

На последующих сеансах выявились четкие различия между группами. Пациенты с тяжелыми амнезиями имели постоянный показатель «попадания» от 50 до 60%, не варьировавший ни от количества повторений, ни от продолжительности перерыва. Поскольку такой показатель «попадания» около 55% был значительно выше базового — 13%, то это означало, что у пациентов с тяжелыми амнезиями определялся внушительный объем имплицитной памяти. Напротив, эксплицитная функция памяти у пациентов с легкими формами после пятого предъявления возрастала до 92%. Соответствующий показатель здоровых испытуемых составлял практически 100%.

Особенно интересно сравнение имплицитной и эксплицитной функций памяти, которые в этом исследовании определялись показателем «попаданий в правильно узнанные мишени». Здесь, за одним исключением, оказалось, что пациенты с тяжелыми амнезиями даже после пятого предъявления не были способны Вспомнить какое-либо предложение мишени, хотя их имплицитная функция памяти имела значительной объем.

В группе с легкими формами после пятого предъявления выявилось высокое значение функции узнавания — 83%. Здоровые испытуемые ошибок не делали. Если обобщить результаты всех однонаправленных экспериментов, то выявляется отчетливо выраженная диссоциация между имплицитной и эксплицитной функцией памяти для пациентов с амнезией. При интерпретации этого результата можно исходить из того, что новая информация может сохраняться до известной степени, но эпизодическая «маркировка» накопленной информации подвергается массивному разрушению, поэтому для процесса поиска больше нет эксплицитных отправных точек, так как неясно, имеется запрашиваемое содержимое в памяти или нет.

Комментарии

Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.