Существует много случаев, когда приобретение иррациональных страхов и фобий представляется объяснимым с позиции классического обусловливания. Как отмечалось выше, в бесчисленных экспериментах было показано, что реакция страха легко обусловливается ранее нейтральными стимулами, когда те сочетаются с травмирующими или болезненными событиями. Более того, основываясь на принципах классического обусловливания, мы можем также предположить, что фобические страхи сразу после появления генерализуются на другие похожие объекты или ситуации. Вспомните, например, что в случае с Мэри ее генерализованная клаустрофобия была, вероятно, вызвана множественными инцидентами в детстве, когда сиблинги запирали ее в чулан и накрывали одеялами, чтобы напугать. Могущественная роль классического обусловливания в развитии фобий была подтверждена опросом, который предприняли Ост и Хыогдаль. Эти исследователи предложили 106 взрослым клиентам с фобиями вопросники, касавшиеся предполагаемых причин их страхов. При описании ситуаций, которые они сочли источниками своих фобий, 58% упомянули травматические обусловливающие переживания. Прямое травматическое обусловливание может быть особенно характерным для начала одонтофобии, клаустрофобии и боязни несчастных случаев. Прямое травматическое обусловливание не единственный способ, которым люди могут усвоить иррациональные страхи. Фактически большая часть человеческого научения, включая научение страхом, происходит через наблюдение. Дистресс может развиться из-за простого наблюдения за пугающим событием, что включает в себя наблюдение и за фобическим лицом, которое выказывает страх по отношению к предмету своей фобии. В этом случае страхи могут переноситься с одного человека на другого посредством процесса заместительного классического обусловливания, или обусловливания через наблюдение. В данной ситуации простое наблюдение за чужим страхом может привести к тому, что наблюдатель приобретет перед нею страх. Действительно, в вышеупомянутом исследовании Оста и Хьюгдаля было обнаружено, что 17% клиентов с фобиями описывали свои фобические страхи как произошедшие от различных случаев заместительного обусловливания. Точно так же как наше знание классического обусловливания страха происходит из опытов над животными, в аналогичных опытах на макаках-резусах было продемонстрировано заместительное обусловливание интенсивных страхов. В этих экспериментах Минека, Кук и коллеги показали, что у обезьян, которые выросли в лабораторных условиях и сначала не боялись змей, страх перед змеями, похожий на фобию, стремительно развивался через простое наблюдение за дикой обезьяной, которая при виде змей выражала испуг. Сильный страх приобретался лишь через 4-8 минут наблюдения за дикой обезьяной, общавшейся со змеями, и через три месяца исследователями не было обнаружено никаких признаков его снижения. Более того, обезьяны могли также научиться страху после простого просмотра видеозаписи, в которой дикая обезьяна боялась змей, из чего следует, что средства массовой информации могут играть известную роль в заместительном обусловливании страхов и фобий у людей. Модели приобретения фобий, опирающиеся на обусловливание, часто критиковались за то, что они, на первый взгляд, не объясняют, почему интенсивные или стойкие страхи и фобии не развиваются у многих людей, подвергающихся травматическим переживаниям. Иными словами, почему при всех тех травмах, которые претерпевают люди, фобии развиваются не у всех? Похоже, что ответ на этот вопрос во многом определяется различиями в жизненных переживаниях, которые воздействуют на исход отдельного опыта обусловливания. Традиционно считалось, что фобии развиваются в силу простых ситуаций травматического обусловливания или научения избеганию, которые возникают в некотором вакууме человеческой жизни. Теперь мы знаем, что на силу страха, которая будет испытана, обусловлена или сохранена во времени, влияют многие переживания, имеющие место до, во время и после отдельного травматического или обсервационного обусловливающего опыта. Например, опыт позитивного общения с дружелюбными собаками до того, как собака укусит, наверное, удержит жертву от развития в себе боязни собак. Поэтому для понимания индивидуальных различий в развитии и поддержании фобий важно понять, что роль разнообразных жизненных переживаний, или случайных переменных, может быть разной у разных людей, переживающих одну и ту же травму. Обезьяны, наблюдающие за обезьяной-моделью, ведущей себя опасливо в обществе живого боа — констриктора, сами тоже быстро приобретут интенсивный страх перед змеями. Страхи, следовательно, могут появляться заместительным образом, без какого-либо непосредственного травматического переживания. На примере того, как хороший «опыт общения с собаками» делает человека невосприимчивым к боязни собак после укуса, понятно значение, которое имеет знакомство с объектом или ситуацией для возможного развития фобии вслед за переживанием, обусловливающим страх. Действительно, есть насколько работ, в которых показано, что у детей, ранее имевших нетравматический опыт общения с дантистом, после последующей травматизации тревога развивается реже, чем у детей с меньшим опытом щадящих визитов. Кроме того, Минека и Кук показали, что те обезьяны, которые просто наблюдали за бесстрашными сородичами, не боявшимися змей, оказывались иммунизированными против приобретения страха при последующем показе им пугливых обезьян, которые своим поведением демонстрировали, что боятся змей. Следовательно, иммунизация возможна без непосредственного взаимодействия с объектом. По аналогии, если ребенок долго общается с бесстрашным родителем или сверстником, которые не боятся объекта или ситуации, являющихся предметом фобии для другого родителя, это способствует иммунизации ребенка против возникновения страхов при последующем наблюдении за реакцией боязливого родителя на данный объект или ситуацию. Человек, имеющий положительный опыт общения с потенциально пугающим стимулом — как эта девушка, играющая со своей собакой, — скорее всего и в дальнейшем будет иммунизирован от страха даже при нападении злобного пса. События, происходящие во время обусловливающего переживания, равно как и до него, также важны в определении уровня обусловливаемого страха. Можно предположить, что переживание неизбежного и неконтролируемого травмирующего события, например встреча со злой собакой, от которой нельзя убежать, обусловливает страх гораздо сильнее, чем переживание травмы той же интенсивности, но которую можно избежать или в какой-то степени проконтролировать. Кроме того, переживания, возникающие у человека после предъявления обусловливающего предмета или ситуации, могут повлиять на сохранение или усиление обусловленного страха. Человек, который вслед за первым травматическим переживанием испытывает другое, более интенсивное, может приобрести больший страх перед первым условным стимулом. Этот так называемый эффект инфляции говорит о том, что от человека, испытывающего, например, легкий страх перед автомобилями после мелкой аварии, можно ждать развития полномасштабной фобии при последующем физическом нападении даже в отсутствие автомобиля. Даже вербальной информации, которая впоследствии влияет на интерпретацию опасности предшествующей травмы, может быть достаточно, чтобы резко усилить страх. Эти примеры показывают, что факторы, участвующие в возникновении и поддержании страхов и фобий, сложнее, чем предполагалось традиционными взглядами на обусловливание. Недавно было высказано предположение, что фобии, сразу после формирования, могут поддерживаться когнитивными переменными. Сейчас хорошо известно, что наши когниции, или мысли, оказывают мощное влияние на наше эмоциональное состояние, и наоборот. Недавние исследования говорят о том, что люди с фобиями постоянно находятся в напряжении в отношении предметов их фобий или других релевантных стимулов. С другой стороны, лица, не страдающие фобиями, склонны переключать свое внимание с угрожающих стимулов на другие. Кроме того, индивиды с фобиями заметно преувеличивают вероятность того, что сближение с устрашающими объектами будет сопровождаться неприятными событиями. По прошествии времени такая тенденциозность может поддерживать или усиливать фобические страхи.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.