Кроме генетической предрасположенности, по мнению исследователей, важным фактором возникновения социальных фобий, вероятно, является сенсибилизация посредством воздействия окружающей среды. Социально тревожные родители могут, например, стимулировать своим поведением социальный страх у детей, делясь страхами или удерживая от определенных социальных ситуаций. Другим фактором сенсибилизации может быть негативный опыт отношений с референтной группой или партнером противоположного пола. На основе этого опыта развивается вера в то, что социальные ситуации следует рассматривать как угрозу для чувства самоценности или своего социального положения. Попытка решения проблемы видится в совершенном поведении, но одновременно и невозможности такового. Эти субъективные убеждения и прогнозы вновь повышают вероятность того, что индивид испытает боязливое ожидание при сближении с социальными ситуациями или избегании таковых. Позиция ожидания потенциально угрожающих событий еще больше сенсибилизируется. Как следствие этого при социальных фобиях развивается поток негативных мыслей о неполноценности, а соответственно и неспособности справиться с возможными опасностями. Возникающее при этом физиологическое возбуждение в социальных ситуациях служит дополнительным доказательством опасности и сложности решения проблемы. Озабоченность тем, что страх может быть замечен и негативно оценен окружающими, ведет к усилению избегания социальных ситуаций, следствием чего является негативное подкрепление избегающего поведения. Поскольку эта констелляция страха проявляется прежде всего в раннем подростковом или пубертатном периоде, то возможно дальнейшее накопление настоящих социальных дефектов, что дополнительно осложняет проблему. К настоящему времени получены эмпирические подтверждения отдельных компонентов модели. Эмпирически подтвердить модель в целом пока не удалось. Но ценность концепции заключается в первую очередь в том, что она дает стратегию для дальнейших экспериментальных исследований, а также является стимулом для развития соответствующих когнитивноповеденческих компонентов терапии.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.