Гуманистические эмпирические методы терапии стали важным вкладом в лечение многих заболеваний после Второй мировой войны. В огромной степени их разработка была вызвана противостоянием исследователей психодинамическим взглядам, которые, по мнению многих из них, не давали точного понимания экзистенциальных проблем или всей полноты возможностей личности человека.
В обществе, в котором господствовали эгоизм, механизация, компьютеризация, обман и недалекие чиновники, сторонники гуманистических эмпирических методов терапии были уверены в том, что психопатология во многих случаях является следствием проблем, связанных с отчуждением, деперсонализацией, одиночеством и отсутствием смысла жизни, невозможностью найти свое подлинное призвание. Они были убеждены, что такие проблемы не решаются копанием в забытых воспоминаниях либо коррекцией специфических форм неадаптивного поведения.
Гуманистическая терапия стала продолжением общих гуманистических и экзистенциальных взглядов, описанных в главе 3. Она основана на предположении о том, что мы одновременно обладаем свободой и ответственностью за свое поведение, что отражается на наших проблемах, выборе и позитивных действиях. Некоторые терапевты, принадлежащие к поведенческой школе, были склонны рассматривать себя как своего рода «инженеров поведения», ответственных за изменение тех поведенческих проявлений, которые они считали проблематичными, посредством соответствующих модификаций окружения клиента. В отличие от этого сторонники гуманистической терапии предполагали, что клиент должен взять на себя большую часть ответственности за ход и успех терапии, а терапевт лишь советник, руководитель и помощник.
Такая терапия может быть индивидуальной или групповой. Различные способы гуманистической терапии имеют некоторые отличия, однако основной упор всегда делается на расширении «осознанности» клиента.
Комментарии