Существуют четкие подтверждения в отношении таких способствующих развитию депрессии черт личности, как интроверсия/экстраверсия. Интроверсия чаще выявлялась у имевших депрессию лиц также и вне острых периодов. У имевших депрессию лиц вероятность наличия зависимой структуры личности была повышена вне связи с острыми эпизодами и определялась как предиктор рецидивов. Вне зависимости от потенциала генетического риска депрессивностъ одного из родителей, особенно матери, является надежным психосоциальным фактором риска. В проспективном лонгитюдном исследовании неблагоприятные паттерны интеракций были идентифицированы как важные опосредующие переменные негенетической трансмиссии риска депрессии детям депрессивных матерей. С другой стороны, резистентности детей, несмотря на семейную отягощенность, способствовала социальная и школьная компетентность, а также наличие поддерживающих друзей и других членов семьи. Исследования способствующих риску стилей воспитания вновь оживились с появлением теории связи. В качестве предпосылки здорового личностного и межличностного развития Боулби рассматривает постоянное и надежное удовлетворение потребностей младенцев и более старших детей. В подобных благоприятных условиях взаимосвязей маленький ребенок развивает позитивную самопрезентацию и исполненные доверия, позитивные репрезентации других людей, что, в свою очередь, является базой для исследования и развития других навыков. Подверженность депрессии возрастает в тех случаях, если разводы, непостоянное реагирование близких референтных лиц или отвержение, нанесение вреда, пренебрежение приводят к негативным репрезентациям себя и окружающих. Материнский или родительский стиль интеракции, проявленный в раннем детстве, впоследствии может способствовать повышенном риску депрессии при наличии недостаточной реактивности, пренебрежении и/или враждебности, ведущей к сверхстимуляции. Комбинация недостаточной заботы с выраженным защитным контролем проявилась — правда, только в ретроспективных исследованиях — как критическая для развития психических расстройств, особенно депрессивных. В целом представляется, что «воспитание критикующими, отвергающими или слишком строгими родителями и нарушения семейной жизни предрасполагают к депрессии», причем в качестве опосредующих переменных рассматриваются отрицательные представления о себе и нарушения навыков саморегуляции. Чрезвычайным негативным семейным условием является физическое или сексуальное насилие. Подобный опыт коррелирует с другими когнитивными, эмоциональными, нейроэндокринными и поведенческими формами уязвимости с последующим развитием депрессии.
Комментарии