При любом лечении высшей целью является устранение вызванного нарушением восприятия расстройства и его воздействий на функции и навыки, которые обязательны для выполнения требований повседневной и профессиональной жизни. Это является главной предпосылкой для восстановления удовлетворительного качества жизни. При такой точке зрения задача диагностики состоит не только в выявлении расстройств восприятия, но и в трактовке их проявлений как нарушений, снижающих качество жизни. В принципе, существует две возможности устранения нарушений: восстановление нарушенных функций или действий, или замена этой функции другой или внешним вспомогательным средством. Для наглядности приведем пример. Для пациентов с фовеальными нарушениями полей зрения типично выраженное расстройство чтения, потому что они не могут воспринимать слова целиком чтение нарушено на уровне восприятия. Поскольку в большинстве случаев нельзя ожидать полного восстановления поля зрения, предлагается компенсировать его с помощью движений глаз. Это во многих случаях ведет к нормализации функции чтения таким образом, глазодвигательная моторика способна компенсировать выпадения полей зрения в достаточной степени. В таком случае пациент использует собственные возможности для компенсации одного из важнейших условий чтения. Такие субституции существуют и между другими модальностями: нарушенная чувствительность правой руки, препятствующая надежному захвату и удержанию предметов, хорошо компенсируется соответствующим зрительным контролем движений кисти и пальцев. Собственных средств не во всех случаях достаточно для замещения нарушенной функции восприятия. Так, например, пациенты с нарушением зрительной ориентации испытывают трудности с тем, чтобы «не заблудиться» на странице текста, т. е. придерживаться нужной строки. Для таких пациентов оказалось полезным использование при чтении линейки, которую кладут под нужную строку и тем замещают или хотя бы облегчают ориентацию. В этом случае используется внешнее средство для помощи при чтении, чтобы заместить функцию, утрата которой не может компенсироваться собственными средствами. Если же нарушения восприятия обусловлены изменениями внимания, как, например, при шизофренических и аффективных расстройствах, то восстановление функций внимания будет стоять на первом плане лечения для создания необходимых предпосылок эффективной перцептивной деятельности.
Комментарии