Проблема культурно-семейной задержки умственного развития, лишенной какого — либо биологического обоснования, слишком распространена и продолжает порождать тревогу в значительной степени она осложняется вопросами расовых отношений и подвергающихся критике этнических различий в природных способностях. Не существует научных доказательств различий в строении и функционировании ткани мозга у людей в связи с их расовой или этнической принадлежностью. С другой стороны, известно достаточно большое количество фактов, демонстрирующих, что результаты выполнения стандартизированных тестов, нацеленных на предсказание учебных успехов, значительно варьируют в разных этнических группах. Содержащая значительные противоречия книга «Нормальное распределение» содержит всестороннее обсуждение межгрупповых различий средних результатов тестов умственных способностей. Измеряют ли эти тесты, в той или иной степени, «интеллект», как мы полагаем? На самом деле тесты на интеллект в первую очередь обладают валидностью в отношении своей способности предсказывать школьные успехи. Можно с полным основанием считать главной функцией школы передачу достижений культуры от одного поколения другому к ним мы относим то, что называется общечеловеческими ценностями. В этом случае тесты на интеллектуальные способности предназначены для того, чтобы оценить степень легкости, с которой тот или иной ребенок усвоит и адекватно переработает, то, что предлагает школа. В этой связи не выглядит неожиданным предположение о зависимости успехов ребенка в школе от объема информации о культурных ценностях, которое он усвоил до школы и продолжает усваивать вне школы. Действительно, имеющиеся факты подтверждают эту гипотезу и говорят о том, что IQ человека значительно повышается, если увеличивается доступ к достижениям культуры. Следовательно, представление о том, что с помощью него измеряется, главным образом объем знаний культурных ценностей, усвоенных ранее, выглядит достаточно правдоподобным. С этой точки зрения, идея о «независимом от культуры» тесте, определяющем интеллектуальные способности ребенка, позволяющем предсказать, в классе какого уровня он будет учиться в школе, на практике не осуществима. Тот факт, что доля афроамериканцев достаточно велика среди тех, кого относят к «отсталым», связана с определением задержки умственного развития в первую очередь по результатам тестов IQ, В тестах этого типа афроамериканцы постоянно уступают белым, в среднем, на 15 пунктов. Как бы мы ни интерпретировали эти данные — как «искажения теста» или «реальные различия», один вывод очевиден: афроамериканцы занимают крайне невыгодное положение при вступлении в стандартную систему образования. Успех в момент вступления в эту систему главным образом определяется прогнозом на основе тестов /Q, которые на этом этапе достаточно эффективны. Если школьные успехи позволяют приобщиться к сокровищам нашей великой культуры, то значительная доля афроамериканцев не будет жить хорошо до тех пор, пока не удастся найти способ решения этой проблемы. В 1960-х годах были начаты серьезные попытки решить эту проблему. Хорошим примером является проект Head Start. Программы, начатые в тот период, позволили узнать очень многое, а самый важный урок состоял в том, что настоящий и продолжительный успех стоит дорого. Мы узнали, что успехи в приобретении учебных навыков, полученные дошкольниками в проекте Head Start, не сохраняются, если не удается создать более разнообразное окружение. Однако последующие изменения в национальных приоритетах и политической атмосфере, особенно на федеральном уровне, сделали невозможным плодотворное продолжение этих инициатив. Нам не удалось вновь сделать рывок в этой области, и в момент написания этой книги маловероятно, что это случится в скором времени. Если усилия по прекращению холодной войны и созданию «нового мирового порядка» будут продолжены, можно будет освободить необходимые фонды и энергию для того, чтобы разработать новый порядок в нашей стране, при котором все дети получали бы равное образование. Мы считаем мнение о том, что они получают его сейчас, грубой ложью.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.