Как можно понять по значительно замедленному времени реакции и систематическому снижению результатов тестов общего интеллекта, чрезвычайно сложно выявить характерные дифференцировнаные дефекты при шизофрении и отличить их от общих. Лишь в немногих работах соблюдены необходимые психометрические условия надежности и распределения сложности для подобного разграничения. Правда, даже теоретическое различение общих и специфических дефектов непросто: не очевидно, при каких условиях можно считать дифференцированным или общим дефектом ограничения при выделении важного и неважного или фокусировку внимания на определенных постановках проблемы, чтобы при этом не сбиваться на не соответствующие заданию раздражители. Метааналитические исследования по сравнению пациентов с шизофренией со здоровыми дали ожидаемые различия в невербальном IQ и вербальном IQ. Пациенты с шизофренией были также менее успешными в тестах на внимание, психомоторную координацию, долговременную вербальную память, слуховую и зрительную рабочую память, а также при проверке исполнительных функций с помощью Висконсинской информационной программы сортировки — Wisconsin Card Sorting Test. В последнее время отдельного внимания заслужили работы о расстройстве исполнительных функций у пациентов с шизофренией, которые продолжают исследования начала 1980-х годов по уменьшению активации дорсолатеральной области префронтальной коры. То же самое относится и к исследованиям уменьшения рабочей памяти в нейроанатомических и нейрофизиологических работах по изучению связи между рабочей памятью, префронтальной областью коры и шизофренией. Попыткой спецификации этих работ можно считать подходы, благодаря которым определенный вариант тестов продолжительного исполнения — Continuous Рег — formance-Tests в качестве реализации программы Контекст—исполнение—дефекты {Context—Processing—Deficits) вновь обрел успех. Нейрокогнитивные дефекты страдающих шизофренией были определены как результат первичной до — паминергической дисфункции дорсолатеральной области префронтальной коры, отчего пациенты теряли способность удерживать в рабочей памяти соответствующие заданию, допустим, заданные инструкцией к тесту, аспекты контекста и соразмерно учитывать их при выполнении задания.
Комментарии