При расстройствах усвоения учебных навыков преобладающими направлениями психологического вмешательства являются: ¦ Когнитивно-поведенческий подход. Направлен на стимулирование учебной компетентности и использует тренинг по самоинструктированию, а также когнитивное моделирование. С помощью этих дидактикотерапевтических методов могут передаваться как открытые, так и скрытые — протекающие в мышлении — процессы и стратегии научения. Одновременно с этим, клиента знакомят с альтернативными аффективными методами со — владания с учебными проблемами путем пере — структурирования своего внутреннего диалога в пользу поведения, ориентированного на преодоление проблем. Этот внутренний диалог связывается с необходимыми для действия операторами и специфическими знаниями. ¦ Активизация стратегий научения процессами обучения и преподавания. При этом подчеркиваются значения исполнительных метакогниций и логика развития обучения. При вмешательстве клиентам даются задания средней тяжести, соразмерные их способности к научению эксперты структурируют их поведение при обучении с помощью объяснений, демонстрации моделей, а также познавательных диалогов и формируют релевантные учебные стратегии. Этот метод вмешательства основан на теориях педагогического психологического развития. ¦ Тренинг мыслительных способностей. Такие вмешателства имеют прежде всего профилактическую ориентацию и должны препятствовать возникновению или углублению расстройств научения. В различных программах тренинга обучают индуктивному мышлению. Во время вмешательства испытуемые учатся быстро и точно анализировать кажущиеся невзаимосвязанными явления и обнаруживать закономерности, а также выявлять отклонения в кажущихся закономерностях. Эти познавательные навыки служат для стимулирования функций генерализации, дискриминации, а также для создания систем. Во время тренинга испытуемые группируют открытки по группам или классам следующего рода: образовать классы, ненужное отложить, дополнить последовательность рядов, дополнить матрицы, найти аналогии. При этом испытуемых приучают с помощью эвристических вопросов и требований к систематической аналитической работе. Для более слабых испытуемых процесс организован в виде когнитивного моделирования. Существуют программы тренинга для 5-7-летних, 9-11-летних, 14-16-летних и для старшего возраста. Квалифицированная метаоценка, включающая 17 отдельных исследований, привела к выводу, что тренинг мышления обеспечивает значимое улучшение результатов по тестам исследования интеллекта. Новейшие исследования посвящены расширению и поиску новых возможностей применения стандартных тестов. Так, были исследованы эффекты поддерживающих сеансов тренинга через семь месяцев после завершения терапии. В результате испытуемые, получавшие такие сеансы, улучшили свое индуктивное мышление в большей степени, чем дети, которых лечили исключительно по стандартной программе. Расширение когнитивного тренинга с помощью стимулирующих мотивацию элементов повышает эффективность тренинга. При этом у детей наряду с когнитивными достижениями, как и следовало ожидать, повышается и мотивация.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.