Наряду с поведением родителей развитию расстройств обучения может препятствовать или способствовать поведение учителя. Если учителя при слабых успехах ученика реагируют повышением требований, наказанием или навешивают неблагозвучные ярлыки, уделяют ученикам слишком мало учебного времени, то при отсутствии дополнительной помощи неблагоприятные индивидуальные предпосылки у ребенка могут усилиться до расстройства обучения. По данным широко обсуждавшегося исследования PISA, степень, в какой школа способна компенсировать неблагоприятные предпосылки у ребенка, связана с формой структуры школы. Так, дети со слабыми успехами в странах в среднем с хорошими результатами обучения проходят интегративное обучение, т. е. их не понижают и не отделяют от более успешных учеников, а обучают вместе с сильными учениками и, кроме того, индивидуально стимулируют. ¦ Насыщенный стрессами и травматическими событиями опыт. Следующий фактор риска, способствующий развитию расстройств обучения, заключается в критических жизненных событиях и чреватых стрессами условиях жизни. Сюда относятся критические жизненные ситуации в семье и ситуации перемен. При неблагоприятном копирующем поведении такие условия риска могут отрицательно сказаться на учебной активности и привести к возникновению отставания в учебе и пробелам в знаниях. Например, было обнаружено, что повышенный стресс вместе с пассивным поведением копирования препятствует успехам студентов. Хронические нарушения научения в форме расстройства базовых навыков происходят из чрезвычайно тягостного опыта. Так, у бывших военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством диагностировался дефицит памяти. Жертвы насилия с соответствующим диагнозом также имели значимо худшие учебные результаты и функции памяти по сравнению с испытуемыми без психических травм. ¦ Психосоциальные факторы также влияют на генез и сохранение расстройств посредством индивидуальных отклоняющихся от нормы предпосылок научения. К примеру, патологические условия научения развиваются в таком социальном окружении, где близкие по социальному взаимодействию партнеры пытаются с помощью отрицательного подкрепляющего стимулирования принудить к хорошему поведению. Партнеры, ранее бывшие источником положительного подкрепления, теряют это качество из-за утраты положительной значимости. Такие взаимодействия характерны тем, что партнер по социальному взаимодействию все настойчивее выражает свои желания и требования и иногда пытается добиться их угрозами, в то время как другой партнер игнорирует эти требования или же не выполняет их в полной мере. Оба партнера используют наказания для достижения собственной цели и обучаются оценивать партнера как источник наказания. Паттерсон описал эту «теорию принуждения — coercion theory» и показал, что такой тип взаимодействия сопровождается агрессивностью и упорным оппозиционным поведением. ¦ Наряду с психосоциальными и обусловленными опытом факторами на научение воздействуют когнитивные факторы. При преднамеренном обучении и объяснении причин академических/школьных нарушений на передний план выдвигаются когнитивные факторы. За прошедшие два десятилетия выяснилось, что весьма плодотворно проводить описательный анализ этих расстройств научения для того, чтобы затем задать вопрос, чем же отличаются хорошо и плохо обучаемые, как формируют учебный процесс плохие учителя и как у них протекают мыслительные процессы.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.