В проспективных исследованиях, проведенных в Нью-Йорке, Швеции и Израиле, изучали развитие детей, у которых матери болели шизофренией, от рождения, в течение школьного периода до начала взросления. В отличие от исследования методом когорт лиц определенных годов рождения в данном случае был шанс идентифицировать более 10% позднее заболевших шизофренией. Разумеется, спорно, в какой степени редкие случаи пациентов, имеющих больную шизофренией мать, могут быть репрезентативны для всей популяции пациентов с шизофренией. Однако с высокой степенью соответствия и в исследованиях групп высокого риска, и в репрезентативных исследованиях когорт у заболевших впоследствии шизофренией постоянно выявляют дискретные, но систематические задержки развития в критических стадиях развития — умение сидеть, стоять, ходить, говорить — по крайней мере в первые два года жизни. Появляются регулярные сообщения, что в последующие годы жизни у них выявляется психомоторная неловкость, которая не сопровождается клинически релевантными моторными или речевыми нарушениями. В этой связи можно также отметить, что практически во всех бесконечных исследованиях, где мануально определяли время реакции, пациенты с шизофренией имели значительно более длительные латентные периоды, чем здоровые и лица из различных психиатрических групп сравнения. Британские исследования когорт на 8-м, 11 и 15-м году жизни, так же, как и шведские и израильские исследования призывников, показали, что испытуемые, впоследствии заболевшие шизофренией, в среднем имели более низкие показатели интеллекта и успехи в школе, чем лица из сходных по многим критериям групп сравнения. При этом речь идет не о бимодальном сравнении, а о системных различиях всех преморбидных показателей IQ. Что касается дальнейшего течения, то почти все исследования подтверждают, что вопреки точке зрения Крепелина и несмотря на уменьшающую возможности деморализацию в процессе заболевания по крайней мере до старости не происходит прогрессивного ослабления работоспособности.
Комментарии