Тяжелые расстройства, рассматриваемые в этом разделе, всегда являются нейропсихологическими в строгом смысле этого слова. Следовательно, некоторые «психические» аномалии являются, в той или иной степени, непосредственным результатом физических повреждений установившихся нейронных связей головного мозга. Общие закономерности этих симптомов хорошо понятны, а сами симптомы имеют сходные признаки у людей, получивших близкие по локализации и обширности повреждения головного мозга. Например, при диффузном повреждении часто страдает внимание, поскольку подобные повреждения или попадание в организм таких ядовитых веществ, как ртуть, приводят к нарушению снабжения ткани мозга кислородом. Пострадавший может жаловаться на проблемы с воспроизведением информации, хотя способность запоминать новую информацию у него остается незатронутой. Тяжелые диффузные повреждения, приводящие к деменциям, будут описаны далее. В отличие от диффузных повреждений, фокальные поражения головного мозга представляют собой ограниченные области аномально измененной структуры мозга, которые могут возникать в результате острых травматических повреждений или нарушения кровоснабжения в какой-либо части головного мозга. По мере развития таких заболеваний, как, например, синдром Альцгеймера или роста опухоли мозга, наблюдается постепенное возникновение новых фокальных очагов, ведущих к развитию тяжелого диффузного поражения. Органические заболевания головного мозга, изначально имеющие фокальное происхождение, но возникающие в связи с прогрессирующими диффузными повреждениями, могут привести к следующим последствиям: 1. Нарушение памяти. Индивид плохо помнит недавние события и легче вспоминает факты из отдаленного прошлого. У некоторых пациентов прослеживается тенденция к вымыслу: они изобретают воспоминания, чтобы восполнить пробелы. В тяжелых случаях любой новый опыт сохраняется в памяти только в течение нескольких минут. В этом случае либо нарушена долгосрочная память, либо сохраненную новую информацию невозможно извлечь позднее. 2. Нарушение ориентации. Индивид не способен точно определить свое местоположение, особенно во времени, но иногда и в пространстве или у него нарушена способность к определению собственной идентичности и личности других людей. 3. Нарушение научения, понимания и суждений. Мышление индивида становится туманным, медленным и/или неточным. Человек может утратить способность к планированию или пониманию абстрактных концепций и воспринимать лишь простейшую информацию, что часто описывается как обеднение мышления. 4. Нарушение эмоционального контроля или модуляции. Индивид проявляет эмоциональную гиперреакцию. Он быстро может начать смеяться, плакать, впадать в ярость и испытывать другие крайние эмоции. 5. Апатия или эмоциональная тупость. Индивид проявляет мало эмоций, особенно при прогрессировании заболевания. 6. Нарушение инициации поведения. Индивид утрачивает способность самостоятельно начинать какое-либо дело, ему приходится многократно напоминать, что нужно сделать, даже если ситуация полностью находится в спектре компетенции пациента. Такое поведение описывается как утрата «исполнительской» функции. 7. Нарушение контроля в вопросах пристойности и этичности поведения. Индивид может демонстрировать заметное снижение личных нормативов по отношению к внешности, личной гигиене, сексуальности, языку. 8. Нарушение рецептивной и экспрессивной коммуникации. Индивид может быть не в состоянии усваивать письменную или устную речь или выражать свои мысли устно и письменно. 9. Нарушение визуально-пространственной способности. Индивиду трудно координировать двигательную активность и зрительный контроль, что влияет на графомоторные, конструкторские и другие связанные с этими навыками задания.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.