Метод Метод предполагает совместное обучение учеников в классе или за его пределами. Два ученика образуют «тандем» и вместе работают над повторением, углублением и проверкой своих знаний. Один из учеников берет на себя роль «наставника», второй — «опекаемого». При этом наставник действует как учитель, обучает, проверяет и корректирует ответы партнера по обучению. Научаемый отвечает на вопросы, выполняет задания и объясняет свои решения. Сильные стороны обучения Такое обучение ведет к повышению и углублению учебной активности, так как научаемый получает гораздо больший шанс к активному участию, чем это было бы возможно в классе. Степень трудности и темп обучения адаптируются к индивидуальному уровню знаний научаемого. Метод делает доступным социальное взаимодействие школьников, что является дополнительным ресурсом приобретения школьных навыков, при этом ресурсом легкодоступным и экономичным. Области использования Обучение по этому методу служит дополнительным мероприятием при стимулировании школьников с нарушениями чтения и письма, дефектами в понимании прочитанного, расстройствами счета и дефицитом трудового поведения. Для использования в школе была исследована модифицированная версия тренинга мышления. Для прямого улучшения школьного обучения особенно эффективной оказалась комбинация тренинга мышления с обучением соответствующим учебным стратегиям. ¦ Обучение учебным стратегиям посредством психологического инструктирования. Эта форма вмешательства исходит из психологического анализа недостатков или компетентности в научении и обеспечивается стимуляцией поведения с помощью инструкций, а также путем образования гештальтов научения. При этом усваиваются знания как учебных заданий, так и учебных стратегий. Это вмешательство соединяет обучение специфическим стратегиям с развитием общих навыков мышления. Оно применяется прежде всего для стимулирования навыков чтения, понимания текстов, умения конспектировать, активизации памяти, написания сочинений и эффективного поведения при контрольных испытаниях. Имеются катамнестические исследования эффективности вмешательства, которые констатировали его удовлетворительную действенность для 900 школьников спустя три года после вмешательства. В дальнейшем все больший успех приносило «интегративное обучение стратегиям», включавшееся в программу преподавания в школе. ¦ Мотивационные влияния. Серьезным препятствием для начала активных учебных действий является оценка ситуации и ее сложности. Слабые ученики оценивают задания как сложные и невыполнимые и пытаются решать задачу, применяя непригодную тактику, а в случае неудачи редко задумываются об использовании общих стратегий или плана решения задания. В соответствии с этим может быть целесообразным обращение внимание на мотивационные компоненты для создания гештальта при вмешательствах. Поскольку при саморегулируемом научении мотивационные переменные взаимодействуют с когнитивными компонентами, улучшение мотивационных процессов всегда должно сопровождаться когнитивно-поведенческим вмешательством. При этом на переднем плане находится следующее: • побуждение к самоответственным постановкам целей и определению уровня требований, например, выбор заданий средней сложности, т. е. таких, которые могут как выполняться, так и не удаваться • ясное оперантное подкрепление учебной активности референтными лицами. Результаты новейших метааналитических исследований подчеркивают особенную значимость обучения метакогнитивным стратегическим знаниям и структурирующим способам для стимулирования детей с расстройствами научения. Например, в рамках широкого метааналитического исследования были обобщены результаты экспериментальных исследований вмешательств, которые применялись у школьников с расстройствами научения. Авторы проанализировали устойчивость эффекта в 180 исследованиях и подтвердили высокую эффективность стимулирующих мероприятий. При этом наиболее эффективными были вмешательства, где индивидуальное и содержательное стимулирование школьников соединяли с обучением действенным когнитивным стратегиям. Исследователи проанализировали результаты метааналитических исследований школьников с расстройствами научения. Они констатировали, что при расстройствах всех навыков выраженность эффекта была высока. В частности, для успешности вмешательства оказались важными: обучение стратегиям действий, практика повторного обучения, разделение больших учебных материалов на отдельные части, использование работы малых групп и применение ориентированных на процесс обучения выученных стратегий действий.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.