При лечении панического расстройства психотерапия, как правило, включает комбинацию когнитивных и поведенческих методов. Далее это будет продемонстрировано на примере конкретного терапевтического метода лечения панического расстройства. Этот терапевтический подход основан на посредничестве информации о природе расстройства, когнитивного реструктурирования так называемых дисфункциональных мыслей и конфронтации с вызывающими страх раздражителями. Посредничество информации о паническом расстройстве. После подтверждения диагноза терапия начинается с подробного информирования о страхах и тревожных расстройствах. Пациенту нужно объяснить его диагноз, природу тревоги и страха, критическую роль мыслей и чувств при фобической реакции, порочный круг страха и избегания. Объяснение ведут с ориентацией на индивидуальную ситуацию, давая пациенту возможность высказаться. При этом, как правило, выдают информационные брошюры, чтобы во время сеанса можно было уточнить данные устных объяснений. Объяснения и проработка индивидуальной проблематики тревоги и страха завершаются составлением понятной пациенту модели приступов паники, описывающей типичные для паники процессы внезапного возникновения и усиления страха. Когнитивная модификация дисфункционального стиля мышления. Объяснения в начале терапии должны облегчить пациенту изменение его установок и подготовить к последующему процессу терапии. На основе разработанной модели объяснения пациент учится в процессе терапии тому, что симптомы паники по сути безобидны, а причину следует усматривать в том, как мысленно перерабатываются определенные раздражители. При этом нужно не только идентифицировать дисфункциональные стили интерпретации, но и разрабатывать функциональные альтернативы, выводящие из замкнутого круга. Когнитивное изменение достигается не только за счет бесед, но и с помощью так называемых поведенческих тестов, например, Теста гипервентиляции или небольших практических упражнений в вызывающих страх ситуациях. Одним из главных компонентов терапии наряду с деструкцией катастрофизирующего стиля оценок является идентификация и изменение дисфункциональных когниций, под которыми понимают катастрофизацию, абсолютные требования и так называемое императивное мышление. Кроме того, вносятся поправки в ложные интерпретации телесных или внешних раздражителей, выявляются логические ошибки мышления и заменяются рациональными формами мышления. К когнитивным методам относится и тренинг самоинструктирования. При этом пациент обучается, как перед началом и во время связанной со страхом ситуации мысленно преодолевать ее позитивными инструкциями и рациональными мыслями.
Комментарии