В отношении всех исследований остается неясным, будут ли применяться в повседневной жизни приобретенные во время терапии стратегии. Основания для проблем переноса или генерализации многоуровневые: ¦ лишь немногие из классических мнемотехник могут быть рационально включены в типичные проблемные повседневные ситуации ¦ при терапии часто недостаточно подчеркивается соотношение передаваемых стратегий с повседневностью, а используемые терапевтические материалы часто имеют лишь незначительную бытовую релевантность ¦ большинство техник требует большого умственного напряжения и объема переработки, а также креативности из-за ассоциированных расстройств функций мозга многие пациенты имеют плохие предпосылки для их применения ¦ при наличии нарушенной самооценке пациенты считают стратегии ненужными ¦ зачастую при терапии пренебрегают систематическим опробованием заученных техник в различных бытовых ситуациях. При тяжелых амнезиях существуют четкие границы терапевтических усилий по улучшению способности восприятия и вспоминания новой информации. Но это, однако, не значит, что пациенты полностью не способны выучить что-то новое. При попытке сохранить менее релевантную информацию могут быть, во- Первых, привлечены обсуждавшиеся выше стратегии. Однако при этом почти всегда требуется помощь терапевта. Он может разрабатывать для пациента представляемые образы, фиксировать образные представления в нарисованном изображении и организовывать повторный запрос информации через нарастающие временные интервалы {spaced retrieval). Во-вторых, делаются попытки использования оставшихся сохранными имплицитных функций памяти. Метод уменьшения количества ключевых слов {vanishing cues) отражает такой эксперимент. Целью авторов была передача нескольким пациентам с тяжелой амнезией основного словарного запаса компьютерного языка. Для этого задавалось столько букв из заучиваемого понятия, сколько требовалось для его идентификации. Затем эти подсказки постепенно и систематически сокращались. Метод, который за истекшее время применялся также и на других формах знания, обеспечивает хотя и стабильный, но очень медленный прирост обучаемости. Вторая проблема заключается в недостаточной гибкости приобретенного таким образом знания, вызываемого в основном лишь в условиях прежней ситуации научения и тем самым характеризуемого как «гиперспецифическое». Метод также не подходит для обучения ассоциативным связям, где элементы сочетаются произвольно, как, например, при заучивании лиц-имен. При метааналитическом исследовании эффективность техники «vanishing cues» оказалась статистически незначимой по сравнению с проводимыми контрольными вмешательствами. Исходя из гипотезы, что пациентам с амнезией трудно дается повторное устранение возникших при обучении ошибок, в ряде исследований было проверено, выиграет ли этот круг лиц от учебных процедур, где ошибок не будет . В цитировавшемся выше исследовании «errorless learning» показан как эффективный метод лечения пациентов с амнезией.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.