Стресс может проистекать не только из фрустраций и конфликтов, но также из прессинга, связанного с достижением отдельных целей или определенным поведением. В целом прессинг понуждает нас прибавить темп, интенсифицировать усилия или изменить направление целенаправленного поведения. Все мы ежедневно сталкиваемся со многими ситуациями прессинга и часто справляемся с ними без особого труда. Но иногда прессинг серьезным образом истощает наши копинговые ресурсы, а если становится чрезмерным, то может приводить к дезадаптивному поведению. Прессинг может быть вызван внешними и внутренними источниками. Студенты, например, испытывают настоятельную необходимость в хороших оценках, ибо того требуют их родители, или же могут подпадать под прессинг из-за желания попасть в аспирантуру. Многочасовая зубрежка, экзаменационное напряжение и длительная концентрация усилий с годами могут привести многих из них к серьезному стрессу. Многие студенты, готовясь к таким важным, судьбоносным испытаниям, как Государственные выпускные экзамены или экзамены при поступлении в медицинский институт, испытывают значительную тревогу по мере приближения экзаменационного дня. Пятьдесят абитуриентов-медиков сообщили о выраженной тревоге за 17 дней до и через 17 дней после МСАТ. Тревожные переживания были интенсивнее в дни, предшествовавшие экзамену, а самый высокий уровень тревоги они испытывали накануне. В условиях сильного стресса люди, склонные справляться с ним путем перенапряжения защитных механизмов, таким как принятие желаемого за действительное или самообвинение, чаще демонстрировали дезадаптивное поведение и повышенную тревогу. Однако не создавалось впечатления, что ответы на экзамене были связаны с применением разнообразных стратегий копинга, призванных преодолевать стресс то есть те студенты, которые практиковали дезадаптивные паттерны поведения, выглядели на экзамене не хуже прочих. Глубоко стрессогенными могут быть и профессиональные требования, которые во многих случаях оказываются жесткими с точки зрения ответственности, времени выполнения работы. Хотя мы произвольно разбили стресс на три категории, оказывается, что в данной ситуации могут присутствовать элементы из всех трех категорий. Это иллюстрируется следующим примером. Разбор случая: отчаявшийся абитуриент. Слушатель медицинских подготовительных курсов, всю жизнь мечтавший стать врачом, получил отказные письма из всех медицинских институтов, в которые подал заявления. Этот неожиданный удар поселил в нем чувства депрессии и опустошенности. Он ощущал себя глубоко фрустри — рованным своей неудачей, а также переживал конфликт, не зная, что ему делать дальше. Юноша испытывал прессинг со стороны семьи и друзей, побуждавших его сделать еще одну попытку, но в то же время был выбит из колеи ощущением неудачи. Ему было так горько, что он хотел бросить все и стать пляжным бездельником или крупье в Лас-Вегасе. Потеря самоуважения, которую он испытывал, привела к отсутствию у него каких-либо реалистичных запасных выходов при малом интересе к альтернативным карьерным возможностям. Хотя в любой ситуации может преобладать какой-то отдельный стрессор, нам редко приходится иметь дело с изолированными требованиями. Вместо этого мы, как правило, сталкиваемся с постоянно меняющимся паттерном взаимосвязанных и порой противоречивых требований.

Комментарии

Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.