Одной из трагических жертв проведения префронтальной лоботомии с целью облегчения поведенческих проблем стала Розмари Кеннеди, сестра президента Джона Ф. Кеннеди и сенаторов Роберта и Эдварда Кеннеди. Розмари была третьим ребенком Джозефа и Роуз Кеннеди, она родилась во время эпидемии гриппа, бушевавшей в 1918 году. Розмари была красивым ребенком с приятным характером, но по мере того как она росла, ее мать все сильнее тревожило отставание дочери в развитии по сравнению с братом и сестрой. Наконец, семья пришла к выводу, что девочка страдает в силу непонятных причин задержкой умственного развития, возможно, с самого рождения, однако даже самые лучшие специалисты ничего не могли посоветовать: «Мы ходили по врачам. От всех нам приходилось слышать одно и то же: „Мне очень жаль, но ничего сделать нельзя». Нас с мужем это раздражало, и мы не знали, как нам поступить». Роуз Кеннеди и семья отклонили предложение поместить Розмари в специальное заведение. Она осталась в семье на попечении гувернантки и частных учителей. Девочка участвовала во всех видах деятельности наряду с остальными членами семьи и добилась значительного прогресса. Дорис Кернс Гудвин, биограф семей Фицджеральд и Кеннеди, упоминает работу по арифметике, выполненную 9-летней Розмари 21 февраля 1927 года. Она правильно решила несколько задач на умножение и деление. В возрасте 18 лет Розмари достигла уровня пятого класса по английскому языку и — осталась на уровне четвертого класса по математике то же самое можно сказать о боязни крови и ран, одонтофобиях и фобиях, связанных с естественной средой, например гидрофобии и акрофобии. Однако другие фобии, такие как клаустрофобия и агорафобия, появляются чаще в подростковом и раннем зрелом возрасте. Психосоциальные причинные факторы Развитие специфических фобий связывали со множеством психосоциальных факторов, начиная от глубинных психодинамических конфликтов до относительно прямого травматического обусловливания страха. Фобии с психодинамической точки зрения. Согласно психодинамическим взглядам на происхождение фобий последние олицетворяют собой защиту от тревоги, порожденной вытесненными импульсами, которые исходят из ид. Поскольку «знакомство» с вытесненным импульсом ид слишком опасно, постольку тревога перенаправляется на какой-то внешний объект или ситуацию, имеющие некую символическую связь с реальным объектом тревоги. Например, в своем классическом описании случая маленького Ганса Фрейд сделал вывод, что боязнь лошадей развилась у 5-летнего Ганса в результате тревоги, порожденной вытесненным эдиповым комплексом. А именно: Фрейд посчитал, что Ганс испытывал бессознательное влечение к матери, опираясь на ее рассказ о разговоре с сыном, когда она купала его. Он хотел, чтобы она дотронулась до его пениса, или Wiwimachera, и до того ревновал ее к отцу, что хотел убить его, чтобы убрать с пути и затем получить мать в свое полное распоряжение. Это заставило мальчика допустить, что отец хочет «убить» его или, по меньшей мере, кастрировать. Интенсивный внутренний конфликт, порожденный всеми этими бессознательными чувствами, был, по Фрейду, неприемлем для сознательной части психики Ганса, и тревога переместилась на лошадей, которые предположительно имели некое символическое сходство с его отцом. Люди с боязнью крови и ран приходят в ужас от соответствующих сцен и, столкнувшись с ними, часто падают в обморок. Такие люди готовы на все, чтобы избежать врачей и больниц — вплоть до того, что уклоняются от необходимого лечения. Это объяснение, хотя и было широко принято теоретиками психоанализа в качестве прототипического случая, показывающего, каким образом приобретаются фобии, критиковалось за чрезмерную спекулятивность. Более того, альтернативное и гораздо более простое объяснение причины, по которой Ганс боялся лошадей, дается теорией научения. В частности, когда Гансу было 4 года, он стал свидетелем дорожного происшествия, в котором сильно пострадала лошадь. Ганс очень расстроился и в дальнейшем стал избегать выходить из дома, чтобы не увидеть на улице лошадей. Итак, по Вольпе и Рахману, причиной фобии Ганса можно считать случай травматического классического обусловливания. которого она достигла еще в 9 лет. Поскольку в то время задержка умственного развития означала несмываемое клеймо, родители Розмари держали в тайне состояние своей дочери, чтобы не привлекать к семье внимание прессы. Несмотря на то что родители Розмари и ее братья и сестры всегда были рядом, готовые защитить ее, она развила в себе навыки, необходимые для успешного появления в свете и даже была представлена королю и королеве Англии в Букингэмском дворце. Британская пресса расточала комплименты Роуз Кеннеди по поводу красоты ее дочерей, и никто не заметил, что Розмари была умственно отсталой. К сожалению, поведение Розмари ухудшилось в начале Второй мировой войны, когда семья возвратилась в Соединенные Штаты из Англии, где Джозеф Кеннеди был послом. Можно предложить несколько возможных объяснений появлению ухудшения, включая растущую фрустрацию, вызванную тем, что Розмари не могла делать те вещи, с которыми легко справлялись ее братья и сестры, а также то, что ей пришлось покинуть английскую школу, где она достигла определенных успехов. В возрасте 21 года Розмари стала проявлять вспышки ярости и нередко убегала из дома или из школы. Семья очень беспокоилась о ее безопасности, и Джозеф Кеннеди, ничего не сказав Роуз, обратился в поисках разрешения создавшейся ситуации к специалистам-медикам. Эксперты убедили его в том, префронтальная лоботомия способна творить чудеса. Розмари Кеннеди стала одной из тех, кого подвергли такому «отчаянному» лечению. В случае Розмари хирургическая операция имела трагический исход: исчезло все, чего она смогла добиться ранее, от ее личности и способности к адаптации мало что осталось: «Они сразу узнали, что операция не была успешной. Посмотрев на девочку, можно было видеть, что у нее что-то не в порядке. У Розмари тряслась голова, и она утратила способность говорить. Сейчас уже не вызывал никаких сомнений тот факт, что она не может самостоятельно обслуживать себя, и единственное, что оставалось сделать, — это поместить ее в специальное лечебное заведение». В следующем разделе мы проследим открытие четырех типов химических соединений, которые сегодня широко применяются для лечения психических расстройств: 1) антипсихотических препаратов 2) антидепрессантов 3) анксиолитических средств и 4) лития. Эти лекарства иногда относят к психотропным препаратам, поскольку они в основном воздействуют на психическую жизнь индивида. При изучении лекарств, используемых в терапии, очень важно помнить, что люди различаются по скорости включения лекарств в свой метаболизм, то есть по тому, насколько быстро принятые лекарства разлагаются в организме. Это означает, что разным людям могут потребоваться различные дозы препарата с целью получения желаемого терапевтического эффекта. Определение правильной дозы — критический фактор в лекарственной терапии, поскольку для разных людей слишком большое или слишком маленькое количество лекарства может оказаться неэффективным или опасным для жизни.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.