Среди социальных и связанных с опытом факторов, играющих роль в объяснении нарушений усвоения навыков, следует подчеркнуть низкий социоэкономический и социокультурный уровень пациентов, неблагоприятное обучение и насыщенный стрессами опыт: ¦ Низкий социоэкономический уровень как предиктор расстройств научения у детей имеет неравномерное распределение в семьях с разным социоэкономическим статусом. Отмечается тем больше расстройств, чем меньше родительский доход и количество лет, посвященных образованию матери. Расстройствам научения способствуют: недостаточность побуждений в родительском доме, неблагоприятная модель родительского поведения, а также незначительная частота коммуникаций. В школьном возрасте объем родительской поддержки при выполнении домашних заданий особенно влияет на развитие благоприятного учебного и трудового поведения детей. При этом соотнесенное с процессом обучения, т. е. поддерживающее, понимание и самостоятельное обучение, управление домашними заданиями сопровождается положительным развитием успешности, в то время как ориентированное преимущественно на результат руководство определяется как мало стимулирующее. Отсутствующая или несоразмерная поддержка, часто встречающаяся при низком социальном уровне семьи, соответственно отрицательно сказывается и на школьных успехах. В целом домашнему влиянию придается большое значение на развитие успешности в школе. Так, на основе двухлетнего исследования проблем успешности в школе исследователи пришли к результату, что объяснительный потенциал родителей в целом следует оценивать выше, чем влияние школьного окружения. ¦ Низкий социокультурный уровень. Дети мигрантов также имеют повышенный риск развития расстройств обучения. Так, например, в 2001/2002 учебном году в Германии 19,5% иностранных школьников по сравнению с 8,2% немецких учеников ушли из средней школы, не завершив курс. В специальных школах за этот период школьники-иностранцы были представлены с избытком: 15,4% по сравнению с 9,7% школьников в целом. Особенно в школах для имеющих задержки в учебе констатировалась избыточная представленность детей и подростков-иностранцев. При выяснении причин такого отклонения важная роль отводится языковым проблемам. Недостаточное знание языка, на котором ведется преподавание, уже на раннем этапе школьного обучения препятствует приобретению знаний и кроме связанных с языком предметов может повлечь за собой другие отставания в учебе. Хорошие предпосылки успешного двуязычного развития речи у детей мигрантов чаще всего отсутствуют. Вместо этого многие дети вынуждены выбирать между двумя языками в школе и родительском доме, где используется исключительно один язык. В отрицательном случае оба жизненных мира помимо языковых различий структурированы столь различно, что требуют от ребенка конфликтующих ролей, видов деятельности, ценностных ориентаций и конструкций реальности, в связи с чем разрешение школьных проблем еще более осложняется.
Комментарии