Среди социальных и связанных с опытом факторов, играющих роль в объяснении нарушений усвоения навыков, следует подчеркнуть низкий социоэкономический и социокультурный уровень пациентов, неблагоприятное обучение и насыщенный стрессами опыт: ¦ Низкий социоэкономический уровень как предиктор расстройств научения у детей имеет неравномерное распределение в семьях с разным социоэкономическим статусом. Отмечается тем больше расстройств, чем меньше родительский доход и количество лет, посвященных образованию матери. Расстройствам научения способствуют: недостаточность побуждений в родительском доме, неблагоприятная модель родительского поведения, а также незначительная частота коммуникаций. В школьном возрасте объем родительской поддержки при выполнении домашних заданий особенно влияет на развитие благоприятного учебного и трудового поведения детей. При этом соотнесенное с процессом обучения, т. е. поддерживающее, понимание и самостоятельное обучение, управление домашними заданиями сопровождается положительным развитием успешности, в то время как ориентированное преимущественно на результат руководство определяется как мало стимулирующее. Отсутствующая или несоразмерная поддержка, часто встречающаяся при низком социальном уровне семьи, соответственно отрицательно сказывается и на школьных успехах. В целом домашнему влиянию придается большое значение на развитие успешности в школе. Так, на основе двухлетнего исследования проблем успешности в школе исследователи пришли к результату, что объяснительный потенциал родителей в целом следует оценивать выше, чем влияние школьного окружения. ¦ Низкий социокультурный уровень. Дети мигрантов также имеют повышенный риск развития расстройств обучения. Так, например, в 2001/2002 учебном году в Германии 19,5% иностранных школьников по сравнению с 8,2% немецких учеников ушли из средней школы, не завершив курс. В специальных школах за этот период школьники-иностранцы были представлены с избытком: 15,4% по сравнению с 9,7% школьников в целом. Особенно в школах для имеющих задержки в учебе констатировалась избыточная представленность детей и подростков-иностранцев. При выяснении причин такого отклонения важная роль отводится языковым проблемам. Недостаточное знание языка, на котором ведется преподавание, уже на раннем этапе школьного обучения препятствует приобретению знаний и кроме связанных с языком предметов может повлечь за собой другие отставания в учебе. Хорошие предпосылки успешного двуязычного развития речи у детей мигрантов чаще всего отсутствуют. Вместо этого многие дети вынуждены выбирать между двумя языками в школе и родительском доме, где используется исключительно один язык. В отрицательном случае оба жизненных мира помимо языковых различий структурированы столь различно, что требуют от ребенка конфликтующих ролей, видов деятельности, ценностных ориентаций и конструкций реальности, в связи с чем разрешение школьных проблем еще более осложняется.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.