¦ Расстройства научения как нарушения усвоения навыков. Они в первую очередь относятся к расстройствам целенаправленного обучения. ¦ Расстройства, возникающие на основе индивидуальных, отклоняющихся от нормы предпосылок научения. Эти расстройства научения происходят от прямых нарушений они относятся к различным видам непреднамеренного научения. Расстройства усвоения навыков включают различные затяжные расстройства, степень тяжести которых можно описывать по длительности либо объему. Широко варьируют данные по их распространенности. По обобщающему заключению Американской психиатрической ассоциации, распространенность расстройств научения в трактовке DSM составляет от 2 до 10%. Такой широкий разброс обусловливается различными методами определения, видами и комбинациями расстройств, и различными характеристиками выборок. Скажем, в старшем школьном возрасте отмечалась более высокая частота возникновения расстройств, чем у младших школьников. Распространенность изолированных расстройств чтения, счета или письма определить трудно, потому что лишь немногие исследования добросовестно выделяют специфические расстрой — дифференцированы расстройства чтения и счета, охватывало 1206 британских детей в возрасте от 9 до 10 лет, обследованных в 1990/1991 учебном году. В данной выборке 3,9% детей имели исключительно расстройство чтения и 1,3% — изолированное расстройство счета. В 2,3% случаев дети имели заметные нарушения в обеих сферах. Совпадение обоих расстройств исчислялось по-разному, но подтвердилось для незначительной группы детей и в других международных исследованиях. Например, на основе обширной начальной выборки 6,5% пятиклассников крупного израильского города оценивались как имеющие дискалькулию, причем к 17% этих детей относился дополнительный диагноз дислексия. Эта констелляция расстройств особенно важна в той связи, что она представляет собой риск развития вторичных проблем — в особенности поведенческих и эмоциональных нарушений. Для умственного расстройства как стойкого и общего расстройства научения показатель распространенности варьирует в зависимости от тяжести расстройства. В международных исследованиях тяжелого умственного расстройства приводятся относительно однородные показатели, которые располагаются около среднеарифметического — 0,4% детей и подростков развитых стран. Так, на основе официального реестра документально было подтверждено, что 0,4% родившихся с 1967 по 1976 год детей Западной Австралии до 1983 года получили диагноз тяжелое умственное расстройство. Итальянским исследователям в сходных процентных данных удалось показать, что в 1984 году 0,34% 6-13-летних детей из Болоньи квалифицировались как имеющие тяжелые умственные расстройства. Распространенность легкого умственного расстройства в различных исследованиях имеет более широкий спектр. Если исключить работы, относящиеся к отдельным учреждениям и принимать во внимание только редкие исследования популяций, то можно исходить из частоты его появления приблизительно у 3% детей школьного возраста. Под психические расстройства, которые приобретаются под влиянием анормальных индивидуальных предпосылок к научению, прежде всего подпадают депрессии и фобии как имеющие широкое распространение. Для объяснения указанных нарушений по всем правилам современной научной литературы используются мультимодальные подходы. По аналогии с моделью диатеза-стресса предполагается, что большинство расстройств развивается в рамках комплексного взаимодействия биологических, психологических факторов и факторов окружающей среды. Конституциональная предрасположенность человека может быть при этом генетически детерминированной или приобретенной. Далее отдельно рассматриваются генетические, нейробиологические и психологические условия возникновения расстройств научения.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.