Расстройства научения проявляются как нарушения усвоения навыков, а также как приобретение дисфункциональных, социально-эмоциональных способов поведения, возникающих на основе индивидуальных отклонений от нормы предпосылок научения. Для обеих форм расстройств разработаны свои стратегии вмешательства. Вмешательство при расстройствах усвоения учебных навыков Цели вмешательства Затруднения в овладении учебными навыками в основном объясняются с помощью модифицированной модели «Пользователь хорошими стратегиями — Good-Strategy-User», поэтому вмешательство концентрируются на четырех целях. 1. Обучение основным стратегиям научения и приобретения навыков. Эта цель вмешательства особенно важна при сложных, подверженных нарушениям и относительно свободно формируемых учебных действиях, а также при общих расстройствах научения. 2. Обучение метакогнитивным навыкам. Эта цель особенно показана тогда, когда должна стимулироваться общая учебная компетентность и собственная ответственность за учебный процесс. 3. Сообщение сведений из конкретных областей знаний. Эта цель значима при расстройствах научения. 4. Стабилизация душевного состояния ученика. Эта цель особенно целесообразна при долговременных и выраженных расстройствах научения. Названные цели обычно включаются в мультимодальную программу вмешательства — таким образом пытаются одновременно или последовательно достигнуть нескольких из этих целей. При разработке программ следует учитывать два обстоятельства: ¦ Тяжесть расстройства усвоения навыков. При общих и стойких расстройствах необходимо эксплицитное и по возможности интегрированное обучение основным стратегиям, фундаментальным метакогнитивным навыкам, конкретным предметным знаниям и мотивационным навыкам, в то время как при специфических расстройствах научения вмешательство может ограничиваться отдельными методами. ¦ Релевантность вмешательства уровню развития. В конечном итоге вмешательства должны «учить учиться». Поэтому особое значение приобретают стратегические и метакогнитивные компоненты обучения, так как они расширяют круг способов поведения, которые благоприятны для множества учебных ситуаций. Эти так называемые концептуальные положения вмешательства способствует переносу и стабильности успешного вмешательства.
Комментарии