Научением называется усвоение переживаемого поведения, например, упражнения или наблюдения, через опыт. Так как усваиваемое поведение может быть различным по сложности, то различают разнообразные виды научения, дифференцируемые в зависимости от требований к обучающемуся. Классическое обусловливание требует «только» связи стимула и реакции, в то время как имитационное научение предполагает фокусирование внимания и наличие дискриминативной способности, а также обладание хорошей памятью. Из приведенного выше определения ясно видно, что научение причастно к развитию психических расстройств. Важными видами научения здесь являются классическое обусловливание и имитационное научение. При этом научение обычно происходит не намеренно, а случайно и непреднамеренно. В других случаях процесс обучения, напротив, связывается с определенными целями, формируется сознательно и протекает целенаправленно. При этом могут выявляться препятствия при нарушении учебного процесса, когда не достигаются желаемые цели обучения и возникают расстройства «высшего обучения». В этой связи в данной главе речь пойдет о двух различных формах расстройств научения: ¦ расстройства, возникающие на основе индивидуальных, отклоняющихся от нормы предпосылок научения, когда процесс научения — преимущественно как нецеленаправленный — ведет к заучиванию эмоциональных или социальных ошибок ¦ расстройства как нарушения усвоения навыков — преимущественно при целенаправленном обучении — когда желаемое поведение, умения, знания приобретаются с недостаточным качеством.
Комментарии