В клинической практике расстройства восприятия играют важную роль в связи с частотой их проявления, прямым воздействием на поведение и переживание и косвенным влиянием на расстройства когнитивных навыков и функций. Так, примерно 20% пациентов с приобретенным повреждением мозга проявляют расстройство восприятия, касающееся зрительных функций, причем нарушения элементарных функций встречаются гораздо чаще, чем комплексные нарушения восприятия. Восприятие раздражителей происходит через органы чувств, производящие определенную предварительную обработку. Информация передается для переработки в субкортикальные и кортикальные структуры центральной нервной системы через нейронные соединения. На ранних стадиях анализ и кодирование происходят в соответствующих первичных корковых полях. В так называемых специфических модальных ассоциативных полях комплексные раздражители или информация перерабатываются и кодируются. Кора головного мозга имеет функциональную специализацию, т. е. отдельные зоны или области анализируют и кодируют преимущественно один параметр стимула или стимулы одной категорию. Между отдельными участвующими в восприятии кортикальными зонами происходит интенсивный обмен информацией через разнообразные, большей частью реципрокные нейронные соединения. Тем самым достигается не только высокая скорость переработки информации параллельные способы пере Работки информации дополнительно обеспечивают высокую пропускную способность. Оба системных признака гарантируют в конечном итоге пространственную и временную когерентность содержания нашего восприятия. Функциональное нарушение может обусловливаться повреждением кортикальных зон, но также и прерыванием нейронных связей. Это прерывание ведет не только к нарушению «bottom — uр»-процессов, потому что информация более не может передаваться к следующим модулям переработки, но также и процессов «top-down», потому что активность восприятия уже не может поддерживаться или управляться другими психическими функциональными системами. Поскольку большинство видов церебральных повреждений не ограничиваются только одной зоной и могут поражаться дополнительные нейронные соединения, как правило, следствием этого являются ассоциированные нарушения функций. Вид повреждения может быть либо фокальным, например, после инфаркта, или распространенным либо диффузным, как, например, после черепно-мозговой травмы или гипоксии. При этих условиях повреждения следует быть готовым к другим расстройствам функций, которые могут касаться, например, внимания, памяти, языка и речи, планов и решения проблем, моторики, а также влечений и эмоциональной регуляции. Комплексные нарушения восприятия могут обусловливаться тем, что-либо напрямую нарушается определенная «высшая» функция восприятия, либо нарушены важные предпосылки выполнения этой функции. Такое положение дел хорошо иллюстрируется на примере способности чтения. После приобретенного повреждения мозга может нарушаться узнавание букв или слов, в то время как зрительные предпосылки для чтения остаются ненарушенными. Изменения поля зрения и нарушения остроты зрения могут также привести к расстройству чтения, потому что отсутствуют основные зрительно-сенсорные предпосылки, в то время как само понимание смысла при чтении не затрагивается. Дифференциально-диагностический подход при исследовании нарушений чтения у пациентов с приобретенным повреждением мозга описан во вставке 1 гл. 22.1. Для появления нарушений восприятия решающую роль в первую очередь играют место и объем повреждения мозга или патологического процесса место и объем, в свою очередь, ассоциируются с этиологией повреждения мозга. В этой связи в двух следующих разделах указанные факторы рассматриваются подробнее. Расстройства восприятия в зависимости от места повреждения мозга Уже упоминавшаяся функциональная специализация центральной нервной системы означает, что различные модальности восприятия представлены в разных областях коры головного мозга, причем в областях, отвечающих за специфическую модальность, имеется дополнительная функция специализации для разделения заданий. Структурное повреждение или патофизиологическое изменение функционирования этих областей имеет следствием нарушение или выпадение функций восприятия соответствующей модальности, для которой пораженная область является ведущей. Поэтому в данном разделе будут представлены области нарушений, а далее — различные этиологические условия появления нарушений.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.