Вторым важным методом лечения страха является систематическая десенсибилизация. Ее способ воздействия восходит к реципрокному торможению реакции страха, привыканию, угашению или когнитивному реструктурированию. Объяснения, следующие из эффекта привыкания, постулируют, что систематическая десенсибилизация так снижает уровень активирования с помощью расслабления и повторного предъявления стимулов страха клиентам, что может возникнуть привыкание и затем уменьшение страха. В случае общей хронической сверхактивации, которая, например, предполагается при возникновении тяжелых тревожных расстройств типа агорафобии и социальной фобии, рекомендуются меры по ее снижению с помощью медикаментов — психотропных средств. Так, с помощью анксиолитических или успокаивающих лекарственных средств можно «нормализировать» замедленное привыкание и таким образом способствовать угашению обусловливаний, которые соответствуют страхам. Однако с физиологической точки зрения такому применению психотропных препаратов следует предпочесть попытку сверхактивации путем стабилизации индивида, а также улучшения жизненных обстоятельств. Такие вмешательства должны сопровождать назначения необходимых лекарственных препаратов. Вольпе требовал не сводить вмешательство к «стандартной терапии», а предлагал проводить тщательный анализ проблем для выявления специфики обусловливания. Стабилизация индивида Вмешательства, которые обеспечивают повышение самостоятельности индивида и его компетентности в разрешении проблем, косвенно способствуют уменьшению повышенной обусловливаемости. Обе меры должны давать возможность индивиду лучше решать свои проблемы, ощущать самоценность и осуществлять контроль за окружающей действительностью. Эти условия противостоят формированию тревожно-избегающих ожиданий и нередко связанной с ними повышенной обусловливаемости. При таких вмешательствах, например, при тренинге совладания со страхами, болью и стрессами, пациентов обучают дифференцированию. Они учатся, с одной стороны, дифференцировать ключевые стимулы, рассматривать определенные сигналы как подготовительные стимулы возникающего проблемного поведения и осваивать тип поведения, который препятствует эскалации проблемы. Пациенты также обучаются дифференциации реакций, чтобы можно было легче совладать с отныне адекватно оцениваемым тревожащим событием. Благодаря этому уменьшается формирование тревожных, напряженных ожиданий. На повышенную обусловливаемость косвенно влияют снижением активации.
Комментарии