Наиболее хорошо задокументированным психологическим фактором защиты является предложение помощи и стимулирование социальной компетентности. Исходя из того, что слабое сопротивление влиянию группы в основном обусловлено недостаточностью социальных навыков и умений решать проблемы, многие проспективно спланированные исследования по первичной профилактике пытались с помощью проводимых в начальной школе программ предотвратить или снизить потребление алкоголя, табака или наркотиков. Основное содержание упражнений и тренингов кроме информации о наркотиках касалось понимания социального давления, приведения доводов против наркотиков, умения отказаться от предлагаемого приема, сбора аргументов в пользу свободы от наркотиков и преимущества собственной независимости от них. Сообщения об эффективности подобных программ первичной профилактики подтверждают тезис, что хорошо развитые социальные навыки являются лучшей защитой от употребления алкоголя и табака, а также от попыток попробовать марихуану или другие наркотики. Перспективы Представленные здесь выводы биологических и психологических гипотез возникновения зависимостей пока остаются лишь фрагментами общей теории расстройств. По-прежнему неясно, можно ли перенести разработанные при исследовании алкоголизма модели расстройства на другие зависимости и насколько успешно способствующие их развитию описанные факторы могут использоваться в концепциях профилактики и терапии. Примечательно, что факторам этиологии наиболее распространенной зависимости, а именно курения, посвящено мало психологических работ. Поэтому в разделах учебников по генетическим и биопсихологическим концепциям информация об этой зависимости крайне скудна. В настоящее время налицо явный недостаток исследований причин специфических зависимостей от психоактивных веществ. To же самое относится и к модным наркотикам типа экстази или «ангельской пыли — angel dust». Все будущие клинико-психологические исследования должны быть по возможности междисциплинарными, объединяющими когнитивные, относящиеся к психологии развития и социальные гипотезы. При этом не следует пренебрегать и гипотезами психологии мотивации, научения и личности.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.