Как и при других психических расстройствах, лечение тревожных расстройств основано на понимании механизмов их развития и поддержания. Кроме сохраняющих историческое значение психодинамических моделей за последние десятилетия были разработаны и эмпирически проверены биологические и когнитивно-поведенческие модели развития тревожных расстройств. Множество исследований разных направлений представили убедительные подтверждения отдельных компонентов моделей. Но при всех усилиях — и не в последнюю очередь из-за используемого, как правило, «срезового» метода исследований — до сих пор полученные данные не дают исчерпывающего ответа об их каузальности. Неясно, задействованы ли они в «этиологии» тревожного расстройства или же являются следствием уже имеющейся симптоматики, т. е. их первичная функция относится к патогенезу. Если отбросить специфический для разных школ подход к объяснению, то в настоящее время в целом можно исходить из того, что как в возникновении, так и в сохранении тревожных расстройств участвует множество внутренних и внешних факторов. Модели, включающие широкий спектр биологических, психологических и социальных факторов и формулирующие их взаимодействие, называются биопсихосоциальными. В этом смысле особое значение имеют модели диатеза-стресса или уязвимости-стресса. В соответствии с этими моделями тревожные расстройства возникают из — за актуальных и хронических нагрузок различного рода на фоне повышенной подверженности индивида. Повышенной предрасположенности могут способствовать биологические, генетические, семейно-генетические, когнитивные, а также ранние факторы, связанные с окружающим миром. При этом развитие тревожного расстройства объясняется временным динамическим взаимодействием предрасполагающих, пусковых и поддерживающих факторов. Знание специфической для расстройства модели диатеза-стресса является важной предпосылкой проводимого в рамках диагностики анализа условий, потому что позволяет определить релевантные диагностические проблемы для конкретного случая. При анализе условий в рамках индивидуальной модели идентифицируются те факторы, которые «обусловливают» и поддерживают данное расстройство у конкретного пациента. Анализ условий является стратегическим связующим звеном между знаниями о расстройстве и конкретным планом планирования и осуществления вмешательства. Таким образом, тщательное проведение классификационной диагностики является основной предпосылкой выбора стратегии лечения. После постановки диагноза конкретное планирование и проведение терапии должно ориентироваться на разработанную при анализе условий индивидуальную модель развития.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.