В старости у людей отмечаются снижение успешности и повышенная изменчивость поведения при научении. Даже поведение пациентов с деменцией может значительно улучшаться с помощью специфических вмешательств. Современное вмешательство включает: ¦ выработку общих навыков мышления ¦ структурирование окружающей среды и целенаправленный тренинг, например, в терапииреальностью, для пациентов с выпадениями памяти, дезориентацией и бессвязностью мышления пробуждение интересов и развитие самостоятельности ¦ поддержку процессов внимания и памяти. Иногда эти упражнения сочетаются с медикаментозным лечением. Эти программы частично влияют на успех научения напрямую, но раскрывают свое действие и косвенно через улучшение мотивации, самостоятельности, социальной интеграции и общей активации. Программа вмешательства по обучению общим стратегиям решения проблем и формированию метакогнитивных навыков у школьников, имеющих расстройства научения Постановка вопроса Насколько эффективно обучение отстающих в учебе детей общим стратегиям решения проблем, усвоению метакогнитивных навыков, а также альтернативному эмоциональному поведению, направленному на разрешение проблем? Метод Описание выборки. 55 детей с затруднениями в учебе из 23 различных классов школы. Формы терапии Терапевтическая группа 1. Детей обучали общим стратегиям решения проблем, усвоению метакогнитивных навыков и альтернативному аффективно-мотивационному поведению, направленному на преодоление. При этом упор делался на необходимость освоения обобщенных стратегий и метакогнитивных навыков, которые могли использоваться в различных сферах деятельности. Для этого применялись различные методы вмешательства: 1) демонстрация приемлемых стратегий преодоления с использованием когнитивного моделирования 2) эти формы действий с помощью тренинга самоинструктирования постепенно вводились в репертуар реакций клиентов 3) применялись различные виды заданий, составленных в соответствии с теорией смены позиций и имеющих нарастающую сложность. Стратегические метакогнитивные формы поведения тренировались на различных учебных материалах. Терапевтическая группа 2. С детьми проводилась та же программа вмешательства их родители также участвовали в тренинге медиаторов, во время которого их обучали основным принципам программы вмешательства для детей и через групповые дискуссии и тренинг навыков стимулировали к поддержке повседневной активностей детей. Контрольная группа. Работа проводилась в малых группах без мер по освоению стратегий и метакогниций. Учителя и родители считали эту группу подвергшейся неспецифическому вмешательству. Тренинг в группах по 2-4 ребенка проводился в течение восьми еженедельных сеансов.
Комментарии