Среди проблем, вызывающих беспокойство родителей детей с задержкой умственного развития, есть и вопрос о направлении ребенка в специализированное заведение. Большинство известных врачей согласны с тем, что это следует рассматривать как «последний резерв», с учетом того, что обычно нахождение ребенка в таком учреждении приводит к нарушению навыков заботы о себе. Дети, попадающие в аналогичные заведения, делятся на две группы: 1) те, у кого в младенчестве и раннем детстве проявлялась тяжелая задержка умственного развития и связанные с ней физические нарушения, и поступившие в заведение в очень раннем возрасте и 2) те, кто не имеет физических нарушений и демонстрирует относительно слабую задержку умственного развития и неспособность к социальной адаптации в подростковом возрасте, направленные в заведение в связи с делинквентностью или другими поведенческими проблемами. В этих случаях социальная некомпетентность служит основным фактором принятия такого решения. Семьи детей из первой группы принадлежат к разным социально-экономическим слоям, тогда как огромная доля семей детей из второй группы принадлежит к слоям с низшим образовательным и профессиональным уровнем. Эффект помещения в специализированное заведение в подростковом возрасте в огромной степени определяется как особенностями такого заведения, так и характерными чертами ребенка. Для многих подростков с задержкой умственного развития, не имеющих семьи, которая могла бы помочь им социально адаптироваться, забота общины кажется достаточно приемлемой альтернативой. Однако для достижения максимального эффекта следует очень тщательно подходить к оценке и подбору персонала такого рода учреждений. К сожалению, жители обычно сопротивляются размещению таких специальных заведений по соседству с ними и отвергают интеграцию их обитателей в жизнь местного общества. Обычно для людей с задержкой умственного развития, не требующих помещения в специальные заведения, предоставляются неадекватные образовательные возможности. До сих пор в Соединенных Штатах значительная доля таких людей остается неохваченной службами, специально созданными для их нужд. Такое пренебрежение особенно трагично в свете наших знаний о том, какую значительную помощь можно оказать этим людям. Например, занятия для людей с незначительной задержкой умственного развития, которые обычно делают основной упор на чтении и других базовых школьных предметах, ведении бюджета и решении денежных вопросов, создании профессиональных навыков, помогли многим из них стать независимыми и самостоятельными членами общества. Занятия для людей с умеренной и серьезной задержкой умственного развития обычно преследуют более скромные цели. Они делают основной упор на развитии навыков ухода за собой, например привычки пользоваться туалетом, что помогает пациентам адекватно функционировать, и оказывает помощь как семье, так и специализированным интернатам. Владение навыками пользоваться туалетом, принимать пищу и одеваться надлежащим образом могут определять, останется ли человек жить в своей семье или общине, или будет помещен в интернат. В настоящее время почти 80 тыс. человек все еще находятся в интернатах для людей с задержкой умственного развития, а всего лишь 30 лет тому назад их число было в 2 раза больше. Даже людям с серьезными нарушениями умственного развития оказывают помощь, чтобы они хотя бы отчасти могли заботиться о себе. Эта тенденция отражает преобладание более оптимистичного подхода и результат действия новых законов и юридических постановлений, способствующих соблюдению прав людей с задержкой умственного развития и их семей. Замечательным примером может послужить закон Public Law 94-142, изданный Конгрессом в 1975 году и с тех пор несколько раз дополненный. Этот законодательный акт, названный «Акт об образовании для всех детей с дефектами», утверждает право людей с задержкой умственного развития на получение бесплатного образования с минимально возможными ограничениями. На протяжении 1970-х годов наблюдалось быстрое увеличение количества альтернативных форм ухода за людьми с задержкой умственного развития. Они включали : использование децентрализованных региональных возможностей для краткосрочных программ и обучения маленькие частные госпитали, специализирующиеся на реабилитационных методиках интернаты и дневные стационары, интегрированные в жизнь местной общины дома престарелых для пожилых людей с задержкой умственного развития помещение некоторых детей с задержкой умственного развития в детские дома с более разнообразным окружением и различные формы поддержки тех семей, которые самостоятельно ухаживают на дому за людьми с такой патологией развития. Таким образом, на протяжении последних трех десятилетий наметился значительный прогресс в альтернативных способах общения с гражданами с задержкой умственного развития, в результате чего многие учреждения, ранее специализирующиеся на уходе за этой категорией пациентов, оказались ненужными и были закрыты.
Комментарии